Полпред президента РФ в УрФО Игорь Холманских сожалеет о переизбытке в России людей с высшим образованием. Как заявил чиновник, когда ребенок не получает высшего образования, а идет работать туда, где работали его бабушки и дедушки, — это нормально. Независимые эксперты уверены: чиновник, сам высшее образование имеющий, мыслит категориями позавчерашнего дня. Мнения представителей вузовского сообщества разделились: кто-то полагает, что полпреда неправильно поняли, кто-то — что он вовсе не оговорился и намеренно транслирует новый федеральный тренд.
Слова полпреда президента РФ в УрФО Игоря Холманских о том, что в России слишком много людей с высшим образованием, обсуждают второй день. Чиновник заявил о том, что в России 90% людей имеет высшее образование, притом что в советское время это число равнялось 25%.
«Такой перекос никакая экономика выдержать не может, высшее образование — благо, но нам нужны люди рабочих специальностей», — сказал полпред.
Как выяснилось, намеренно или нет, но Игорь Холманских слукавил: по данным переписи населения, высшее образование есть только у 23,4% россиян.
Сторонники точки зрения Игоря Холманских уверяют: на самом деле он предлагал сделать упор на рабочих специальностях, а не секвестировать высшее образование как таковое.
«Я считаю, что суждение Игоря Холманских было понято неправильно. Я думаю, что он имел в виду то, что упор надо делать на рабочие специальности, а не в принципе отказываться от высшего образования», — полагает вице-спикер Заксобрания Свердловской области Георгий Перский.
Кстати, сам депутат имеет два высших: юридическое и экономическое.
Директор Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук, профессор Александр Татаркин полагает, что Игорь Холманских просто оговорился ввиду недостатка должного политического опыта.
«Должность полпреда президента требует точных высказываний, конкретных вещей. Поэтому выражение о том, что «высшее образование в России не нужно», было некорректно понято. Здесь сказался недостаток политического опыта Игоря Холманских, он выразился резковато. Речь на самом деле шла о том, чтобы сместить приоритеты в образовании на рабочие специальности, на более серьезное к ним отношение. Нужно усиливать профтехучилища, ведь без поддержки государства, предприятий они не могут существовать», — отметил А. Татаркин.
Сам Александр Татаркин окончил экономический техникум, отделение планирования и учета, отслужил в армии и поступил в Свердловский юридический институт.
«Первое образование — оно как первая любовь, всегда рядом. Что бы ни закончил молодой человек, о первом образовании он будет помнить, его будет тянуть туда. Я считаю, что профориентацией надо заниматься со школы — скажем, класса с восьмого. Прививать детям уважение к рабочим специальностям, а не только к торговле. Рыночные структуры затуманили голову современной молодежи. А ведь мы существуем за счет производства реального сектора. И никакой мигрант не поможет нам в этом», — сказал А. Татаркин.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что Холманских имел в виду именно систему высшего образования в целом.
«К мнению Игоря Холманских я отношусь отрицательно. Вне всякого сомнения, это непродуманное суждение. Опыт исследований большинства стран мира показывает, что по мере увеличения удельного веса, то есть процента количества людей с высшим образованием, темпы экономического роста, роста ВВП растут. Уходить от высшего образования — хотя факт, что менять и модернизировать его надо, — и возвращаться к доминанте рабочих специальностей, неправильно. Взять, например, Японию, где процент людей с высшим образованием максимально высок. Там мы имеем очень высокий уровень жизни и устойчивую экономику», — напоминает директор департамента экономики Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ Константин Юрченко.
Юрченко отметил также, что окончил магистратуру экономического факультета УрГУ и имеет ученую степень кандидата наук.
«Получать высшее образование нужно. Оно формирует определенный уровень восприятия человеком действительности. Если у нас будет больше людей с в/о, наше общество будет добрее. Они будут меньше плевать себе под ноги, меньше ходить ночами зажигать фаеры по поводу победы или поражения нашей сборной по футболу, меньше материться», — уверен К. Юрченко.
Проректор по образовательной политике РГППУ Валерий Шевченко считает, что высшее рабочее образование — это тот реальный путь, который решит ряд проблем.
«Давно существует научно разработанная теория и имеет место официальное предложение к властным инстанциям всех уровней о высшем рабочем образовании. Это тот реальный путь, который существенно разрешает и экономические, и социальные проблемы, обозначенные полпредом», — полагает В. Шевченко.
При этом господин Шевченко говорит о том, что приведенные полпредом данные об уровне образованности россиян, мягко говоря, неверные.
«Согласно данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики, в 2002 году только 23,38% населения, занятого в экономике, имело высшее профессиональное образование. Сложно представить, что за 10 лет ситуация изменилась так радикально», — сказал В. Шевченко.
Виктор Шевченко окончил Нижнетагильский государственно-педагогический институт по специальности «физика».
«Сложно убедить родителей не стремиться дать своему ребенку высшее образование в связи с тем, что абстрактному государству нужны люди рабочих профессий. Если человек хочет работать, например, в сфере услуг и общаться с людьми, то отправлять его к станку — значит поставить человека не на свое место», — отметил он.
Эксперты боятся: слова уральского полпреда не что иное, как трансляция мнения федеральных властей.
«Судя по выражению нашего полпреда, понятно, что он транслирует какие-то мысли, которые есть в Москве. Столица, исходя из очень краткосрочных соображений, считает, что сейчас нам надо нарастить количество людей рабочих специальностей. Да, это важно может быть в ближайшие 2–3 года. А что будет потом? Федеральные власти об этом не думают», — сказал К. Юрченко.
«Данное высказывание — яркий пример попытки государственного регулирования рынка труда. Однако в рыночной экономике работают также и механизмы рыночного регулирования. Реагируя на их действие, молодые люди пойдут в цеха в том случае, когда уровень оплаты труда у станка будет конкурентоспособным, а встречи представителей власти с рабочими будут проходить не только на производственных площадках. Попытка решить вопрос с недостатком числа индустриальных кадров путем перенаправления части молодых людей из университетов в лицеи и колледжи может оказаться не вполне успешной», — уверен В. Шевченко.
«В конечном итоге, если все хотят сделать так, чтобы люди охотнее шли на рабочие специальности, — создайте условия. Если вы хотите, чтобы люди шли в армию, то создайте и для них условия. Не надо людям закрывать другие возможности и куда-то палками загонять. Если на рынке будет недостаток рабочих кадров, на рынке возрастет заработная плата. Если зарплата рабочего будет вдвое выше оплаты труда инженера, то люди сами не будут стремиться получить в/о. Но этого не делается», — сказал К. Юрченко.
Ректор УрГЭУ Михаил Федоров полагает, что образование должно быть дифференцированным.
«Большинство коммерческих вузов торгует дипломами, и это не секрет. Документ должны получать те люди, которые способны к обучению. Образование должно быть дифференцированным. Надо положить конец этой ситуации — покупке и продаже дипломов. Задача на сегодня в России: мы должны создать систему сертификации для всех специальностей, а не только для врачей», — сказал М. Федоров.
И добавил: «Если хочешь состояться, ты должен получить высшее образование, кто бы что ни говорил. В любом случае человек стремится получить максимальное образование».
Напомним, М. Федоров окончил горный университет.
Депутаты Заксобрания согласны с М. Федоровым и полагают, что высшее образование помогает развиваться и строить карьеру.
«Первое образование у меня было средним специальным, получил его в техникуме. Позже закончил лесотехнический институт по двум специальностям: кафедра автомобилей и кафедра экономики. Считаю, что «вышка» позволяет развиваться и строить карьеру», — заявил Максим Серебренников.
«Я окончил горно-металлургический колледж по специальности «техника и электромеханика по автоматизированным устройствам ЭКИП» и горжусь тем, что получил рабочую специальность. Также за моими плечами золотая медаль военного училища в Новосибирске. Через три года, уже будучи офицером, я понял, что образование должно быть разноплановым, и поступил в юридическую академию. Считаю, что такие вузы не должны быть массовыми, тиражными. Туда нужно приходить с каким-то багажом знаний. Сейчас дефицит инженерных кадров, и поэтому вузы, ведущие подготовку по таким специальностям, должны быть там, где развиваются промпредприятия», — считает Виктор Шептий.
Оксана Морозова