О перспективах мирового и российского радиорынка говорили сегодня в Екатеринбурге: в город съехались региональные радиовещатели со всей страны. Участники рынка с грустью констатируют потерю своего еще недавно монопольного положения: медиа в их сегменте уверенно покрывает собой Интернет. Впрочем, радиорынок пока умирать не намерен и даже демонстрирует показатели роста. Ключевые фигуры российского радиовещания тем временем изучают мировые тенденции. По прогнозам экспертов, в скором будущем у россиян либо появятся новые, усовершенствованные цифровые радиоприемники, либо у каждого под рукой, в обычном смартфоне, будет «персональное радиооблако».
Организаторы конференции, Российская академия радио, сразу решили отдать должное Екатеринбургу. Вице-президент РАР Юрий Костин назвал наш город не только «продвинутым», но и «столицей радиовещания».
Действительно, столица Урала занимает неплохие позиции на региональном рынке: количество радиослушателей превышает 1 млн. человек, в городе 24 радиостанции, 9 из них имеют собственное программирование. Впрочем, Екатеринбургу, как ни странно, далеко до Урюпинска: при 40 тысячах населения собственное программирование там у трех из пяти радиовещательных станций.
Участники рынка констатируют: радио уже вышло из кризиса, предполагается, что к докризисным показателям радиостанции вернутся уже в этом году. По прогнозам, в 2015 году объем рынка возрастет до 23 млрд. рублей. Одна из основных тенденций — укрупнение: только в Москве сосредоточено 14 радиохолдингов.
По словам экспертов, в целом рынок сформировался, перспективы подвижек остались лишь на местах.
«Конкурентная борьба из Москвы смещается в регионы, но в ближайшее время денег хватит всем», — отметил Юрий Костин.
Эксперты увидели и другую тенденцию: увеличение количества станций информационного вещания и рост их рейтингов.
«Тенденцией 2010–2011 гг. стало серьезное увеличение рейтинга именно информационных станций. «Эхо Москвы» несколько раз выскакивало в лидеры. Ничего в этом хорошего нет. Говорят, что если много мальчиков рождается, то это к войне. Когда народ начинает интересоваться политикой, а не музыкой — это не к добру», — считает Юрий Костин.
Внутренняя конкуренция радиовещателей сузилась до салона автомобиля: именно здесь россияне склонны настраиваться на радиочастоты, поэтому именно за автоаудиторию автолюбителей идет основная борьба.
Еще одна тенденция — старение аудитории: средний возраст слушателей обычного FM-вещания — 42–43 года. Впрочем, эксперты говорят об этом с осторожностью: на самом деле российские слушатели, как и на Западе, просто начинают выключать приемники и переходить на вещание в Интернете или при помощи мобильных устройств, что пока недоступно статистике. Весомую конкуренцию радио создает не только Интернет, но и простой мобильник: эксперты подсчитали, что молодые люди сегодня все больше разговаривают по телефону, а не слушают радио.
«По оценкам некоторых экспертов, измеримое слушание эфирного радио в Москве и Санкт-Петербурге падает. Но мое ощущение таково, что речь идет не о падении объемов, а о снижении возможности измерения. Идет мутация радио, оно интегрируется в другие среды: Интернет, смартфон, мобильный телефон», — уверен академик РАР Михаил Эйдельман.
Эксперт добавил, что сейчас в мире озвучивают две теории того, что будет дальше. Согласно одной из них, радиовещание сконцентрируется в новом цифровом радиоприемнике DAB, в котором будет все: и Интернет, и радио, и мультимедиа. По второй версии, все новые технологии, включая цифровое персонализированное радиовещание, разместятся в смартфоне. По первому пути развития уже идут европейские страны, лидирует Великобритания, в которой приемники DAB есть уже у 18% населения. Россия, как обычно, идет своим путем. Наши эксперты склоняются к тому, что будущее за особыми приложениями для мобильных устройств, с помощью которых слушатель цифрового радио сможет настроить его под себя: слушать новости в любое удобное время, просматривать архив, получать справки. Такую систему уже опробовали в Германии.
«В ходе исследования выяснилось, что люди быстро обучаются новым функциям. Таким образом, мы двигаемся к тому, что можно назвать «персональным радиооблаком», которое позволяет максимально персонализировать потребление контента в каждом отдельном случае», — подчеркивает Михаил Эйдельман.
Эксперт уверен: для спасения радиорынка от Интернета сегодня важно защищать радио, а не отдельные станции в их «радиоболотце». Таким путем уже пошли в Британии: игроки рынка объединились для создания единого стандарта вещания в Интернете посредством установки единого интерфейса RadioPlayer.
Впрочем, Россия пока только на старте мировых тенденций: уровень проникновения Интернета еще не так высок, как в Европе. Тем более, пока большая часть не покрыта даже FM-вещанием, рано говорить о цифровом радио. И у региональных рынков хватает своих проблем.
«Региональному рынку не хватает исследований, глубокой оценки. Естественно, это связано с нехваткой финансирования. Также хромает качество контента: радиостанциям явно не хватает журналистов и менеджеров», — отмечает Юрий Костин.
Еще один больной вопрос именно для региональных радиовещателей — взаимоотношения с правообладателями. По словам столичных экспертов, именно в регионах представители авторских обществ не церемонятся.
«В Москве они белые и пушистые, а в регионах живут за счет процентов и сборов, поэтому там они становятся неконтролируемыми: взаимодействуют с силовыми структурами и буквально выбивают из владельцев радиостанций деньги. Они не думают, что радио продвигает творчество исполнителей и что сами авторы заинтересованы в появлении своего контента на радио, — авторским обществам интересны только отчисления. Реалий рынка для них не существует: получив гослицензию, они уже не подпадают под действие антимонопольного законодательства, поэтому делают что хотят. РАР торгуется за ставки выплат и отстаивает каждую сотую долю процента. При этом не секрет, что такое «единое окно» для выплаты авторского вознаграждения радиовещателям нужно — количество контента на радиостанциях зашкаливает. Поэтому мы сами заинтересованы платить, но надо жестко контролировать суммы», — делится ситуацией руководитель юридического департамента вещательной корпорации «Проф-Медиа» Тимофей Щербаков.
Положительный момент — обновление законодательной базы. В частности, регистрация радиостанции теперь наступает с момента принятия решения, до 10 лет увеличен срок действия лицензии, что позволит акционерам более осмысленно планировать свою деятельность. Среди еще не реализованных запросов участников радиорынка — четкая формулировка критериев выдачи лицензии на вещание.
Но в целом изменения в законодательстве эксперты радиорынка оценили как прогрессивные новшества.
Полина Мудрова