Депутатские слушания прошли сегодня в Законодательном собрании Свердловской области. Профильный комитет требует пересмотреть реформу железнодорожного транспорта, начатую еще в 2001 году на территории всей России. И парламентарии, и участники рынка уверены: реформа ввергла систему железнодорожных перевозок в хаос, попытки перевести отрасль на рыночные рельсы привели к созданию новых монополий, неоправданному росту тарифов и катастрофическому увеличению задержек грузопоставок. Ситуация в Свердловской области осложняется работой компаний-посредников. За дело уже взялись прокуратура и УФАС.
Согласно постановлению правительства РФ, третий, последний этап реформирования железной дороги должен был завершиться еще в 2010 году. Между тем в прошлом году в сфере грузоперевозок возникли серьезные проблемы — задержки поставок, рост тарифов, что поставило ряд компаний перед лицом банкротства. В итоге игроки рынка, крупнейшие промышленные предприятия региона, сделали свой вывод: реформа нанесла вред, ее основные целевые показатели не выполнены. По сути, сейчас идет уже 4-й этап реформирования, при этом областные депутаты уверены, что точка невозврата еще не пройдена и ход реформы можно повернуть.
В ОАО «РЖД» считают, что процесс глобальных изменений застопорился из-за несовершенства нормативно-правовой базы и бодро рапортуют об успехах — в частности, в создании рыночной среды.
«Примером может служить появление вагоноремонтных компаний. Кроме того, 99,5% пассажирских перевозок осуществляется частными компаниями. За время реализации программы реформирования грузооборот в Свердловской области вырос на 32%, мы получили порядка 400 млрд. рублей инвестиций и за счет этого смогли кардинально увеличить парк вагонов. Причина того, что мы переходим сейчас к 4-му этапу, в том, что нет правовой базы. Мы намерены завершить этот этап к 2015 году», — отчитался перед депутатами начальник Свердловской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Алексей Миронов.
Железнодорожник частично опроверг обвинения в серьезном росте тарифов: по сравнению с другими отраслями, перевозки предстают в более выгодном свете. Так, тарифы в топливной промышленности выросли в 473 раза, в электроэнергетике — в 342 раза, а на железной дороге — «всего» в 99,6 раза. При этом увеличиваются отчисления в бюджет, растет безопасность. Проблемы же, в частности простои вагонного состава, — от огромной конкуренции частных операторов.
У промышленников, которые находятся внутри процесса, иное видение ситуации. В частности, НТМК в прошлом году не смог отправить более 260 тыс. тонн грузов, а «Ураласбест» вообще оказался лишен возможности выйти на новые перспективные рынки.
«Несоблюдение установленных сроков доставки грузов стало нормой. В 2011 году на подъездные пути НТМК было подано более 3,3 тыс. технически неисправных вагонов. Наблюдается устойчивая тенденция к понуждению грузовладельцев обеспечивать сохранность грузов собственными силами и за свой счет. Уровень хищений грузов в пути стремительно растет. Таким образом, реформа не смогла кардинально изменить ситуацию в отрасли. Монополия МПС после его превращения в РЖД сохранена. Рыночные принципы реформы не изменили нерыночной сущности монополии: ОАО «РЖД» работает не с развития и освоения грузовой базы, а с роста тарифов. Процесс реформирования имеет лишь один источник — за счет грузовладельца», — говорится в официальном обращении управляющего директора «ЕВРАЗ НТМК» Алексея Кушнарева в Законодательное собрание Свердловской области.
В УГМК напоминают: промышленникам даже пришлось приобретать собственный вагонный парк.
«Необходимость выполнения планов и контрактных обязательств вынуждает промышленные предприятия приобретать собственный вагонный парк, в первую очередь для ликвидации критических ситуаций при недопоставках подвижного состава от РЖД или операторов, и использовать его только для собственных нужд, понимая, что при этом ухудшается эффективность перевозочного процесса в целом», — заявил в ходе слушаний советник генерального директора ООО «УГМК-холдинг» Михаил Бочкарев.
При этом собственного вагонного парка у РЖД нет: подвижной состав находится в собственности «дочки» — ОАО «Вторая грузовая компания». Деятельность последней уже попала под пристальное внимание прокуратуры и антимонопольной службы. Участников цепочки подозревают в нарушении закона «О защите конкуренции»: ВГК якобы не заключала договоры напрямую с грузообладателями, а действовала через компанию-посредник ООО «ТрансСибУрал», которая получала льготы к действующему тарифу.
Как рассказал в ходе слушаний депутат Дмитрий Ионин, сама ВГК при этом недополучала минимум по 25 млн. рублей ежемесячно — соответственно, убытки нес и основной акционер, ОАО «РЖД», а также бюджет Свердловской области.
«Сначала ПГК, а затем и ВГК передали 80% вагонного парка «ТрансСибУралу». В ходе передачи возник существенный дефицит вагонов инвентарного парка. В условиях дефицита ООО «ТрансСибУрал» сдавало вагоны ВГК в субаренду с наценкой 60–75% к базовому тарифу», — заявляет депутат.
По версии парламентариев, это привело и к существенному удорожанию строительных материалов в 2009–2011 гг., а сама схема якобы пользовалась покровительством высоких чиновников — бывшего премьера Анатолия Гредина и бывшего главы областного минтранса Геннадия Маренкова. Примечательно, что сейчас транспортная сфера осталась, по сути, без главного: минтранс слили с минстроем, глава объединенного ведомства до сих пор не утвержден.
Присутствовавший на слушаниях генеральный директор ООО «ТрансСибУрал» Сергей Мазуркевич выступал от имени Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области. Он предложил сократить количество грузовых операторов, оставив самых сильных, которые будут поставлять льготные вагоны.
«При передаче вагонов ВГК тарифы были установлены на 20% ниже рыночной стоимости. Это было сделано специально, чтобы поддержать малые и средние предприятия. Несмотря на это, до сих пор существуют проблемы с обеспечением равного доступа всех компаний. Сегодня на рынке работает более 2 тыс. компаний-операторов. Мы предлагаем ориентироваться максимум на пять. Ограничив число компаний, мы избежим хаоса», — заявил Сергей Мазуркевич.
Итоги сегодняшних парламентских слушаний будут направлены в Госдуму и в законодательные органы других субъектов. Депутаты отмечают: ситуация в Свердловской области идентична тому, что происходит в других регионах. Таким образом, есть основания ставить вопрос о глобальных переменах на территории всей страны.
Полина Мудрова