Кожаные куртки, пуховики, шубы и обувь … 20 лет назад, когда на станцию «Свердловск» приходил очередной китайский поезд, его уже ждали десятки местных предпринимателей. И все добро, часто очень сомнительного качества, они, не глядя, скупали целыми тюками прямо с колес за 15 минут стоянки поезда.С тех пор многие из коммерсантов первой волны, как с китайской, так и русской стороны, стали респектабельными бизнесменами. Внешнеторговый оборот КНР и Среднего Урала вырос в несколько раз и составляет на сегодня более 780 млн долларов в год.
По данным министерства международных и внешнеэкономических связей области, Китай вошел в тройку лидеров торговых партнеров региона по итогам за 2011 год после Германии и Великобритании. Следом следуют Нидерланды, Турция, США, Франция. При этом доля КНР составляет среди 134 стран, с которыми регион ведет торговлю, 6,6%.
Сегодня структура товаров, которые следуют из Китая на Урал, а также тех, что поставляют в Поднебесную предприятия региона, существенно изменилась за последние десятилетия. Так, далеко не пуховики и шубы лидируют в структуре импорта, больше трети (34,1%) — машиностроительная продукция: механическое и электрическое оборудование, средства транспорта. Еще треть (28,5%) приходится на металлы и изделия из них. Оставшаяся часть составляет товары народного потребления. 3,4% из них составляют игрушки, и 2,4% — мебель. При этом до 80% всех одежных магазинов региона заполнены товарами именно китайского производства, даже если они изготовлены под маркой известных мировых брендов.
На экспорт из Свердловской области в Китай в основном идет минеральная продукция (шлаки, зола), ее доля в общем объеме — 32,4%, металлы и изделия из них составляют — 27, 6%, химическая продукция — 26,6%, еще примерно 10% — механическое оборудование, и 2,1% — оптические аппараты.
Но как признают в Министерстве международных связей, за последние три года доля импорта увеличилась почти в 2,5 раза — с 219,4 млн долларов в 2009 году, до 581,2 млн — в 2011-м. А вот доля экспорта за этот же период, напротив, упала более чем вдвое: с 408 млн до 199,3 млн долларов.
И хотя ряд крупных российских холдингов, в которые входят в том числе и уральские предприятия, имеют в КНР свои представительства (например, Трубная металлургическая компания), очевидно, что Китай все же занимает доминирующее положение в торгово-экономических взаимоотношениях двух регионов. Показательно то, что сегодня китайский бизнес готов не только поставлять готовые товары на Урал, но и строить здесь свои предприятия. Как известно, два месяца назад была принята предварительная договоренность о строительстве завода бытовой техники (стиральных машин и холодильников) на Урале, на территории особой экономической зоны «Титановая долина». И как отмечают аналитики, очевидно, что «дешевые рабочие руки» в КНР, послужившие одной из главных движущих сил развития современного Китая, сегодня обходятся уже не так дешево. Открывать сборочные производства становится все выгоднее за пределами страны, например, на территории Урала. К слову, пять лет назад Китай и Средний Урал уже задумывали осуществить масштабный проект — по совместной сборке автомобилей. В 2006 году предприятие «Автомобили и моторы Урала» подписало контракты с китайской корпорацией «Джили» о совместной сборке автомобилей эконом класса и с корпорацией «Чжонсин» — о сборке джипов. Осуществлению бизнес-планов помешало повышение таможенных пошлин за ввозимые комплектующие. Проект был в итоге свернут. Впрочем, идею не похоронили вовсе. Как отмечают в министерстве внешнеэкономических связей региона, сегодня активно ведутся поиски возможных вариантов реализации проекта.
Еще один совместный бизнес-план Среднего Урала и Китая — это организация производства инновационных видов топливных элементов. О чем сейчас идут предварительные переговоры.
И все же, как отмечают эксперты, сегодня очевидно, что, если 20 лет назад у наших стран были примерно равные стартовые возможности, то для России и Урала, в частности, многое оказалось упущено. Чтобы выровнять позиции, наращивать долю экспорта, нужно совершить инновационный рывок в развитии.
— Нельзя сказать, что все шансы мы безвозвратно утратили, и нам никогда не догнать Китай, — отмечает руководитель Центра инновационно-инвестиционного развития Института экономики УрО РАН Владимир Бочко. — Да, к сожалению, есть примеры уральских предприятий, например, в химической отрасли, которые еще в середине 90-х отправляли свою продукцию в Китай, а сегодня предприниматели уже завозят аналогичную продукцию на Урал из Поднебесной. Мы недостаточно развивали все эти годы собственное производство. Часть предприятий прекратили существование. Что сегодня наглядно видно. Поэтому сейчас главная задача — это остановить вывоз капиталов за рубеж, стимулировать отечественный бизнес — создавать предприятия в России и на Урале, в частности.
По мнению ученого — это должно стать главной задачей власти, наряду с созданием инновационных производств. К слову, лозунг про инновации практически один к одному был сформулирован три года назад и в Китае. Правда, там он реализуется на полную мощь на деле, а в России его в последние годы заболтали.
— Сборочные, «отверточные», производства на основе совместного капитала — тоже на каком-то этапе неплохо, но нам нужны собственные предприятия, — подчеркнул Владимир Бочко. — Для чего необходимо объединить три силы — власти, бизнеса и общества. В свое время Китай пошел по пути ускорения рыночных отношений, а мы занялись в большей степени реформированием политической сферы. Сейчас нам не остается иного, как наверстывать упущенное, — резюмировал ученый.
Прочитать материал полностью:
http://uralsky-rabochi.ru/economy/4613/