«Диснейленд» для госслужбы: возможен ли вынос госучреждений из центра Екатеринбурга?
Екатеринбург может пойти по пути «Большой Москвы» и избавить центр города от административных учреждений. Эксперты полагают, что недавняя президентская идея о создании «столичного федерального округа» и выносе подавляющего большинства министерств и ведомств за исторические границы Москвы может прижиться и в столице Урала. Перенос всех госучреждений на новую площадку за пределами центра Екатеринбурга и размещение там рабочих мест для всех госслужащих не только помогут избавить центр города от пробок — освобожденные от чиновников квадратные метры в центре дадут качественный толчок к развитию как городской инфраструктуры, так и бизнеса.
Напомним, идею о расширении границ столицы и переносе административного центра за пределы Москвы озвучил президент Медведев еще год назад. На сегодняшний день Совет Федерации уже одобрил проект присоединения к столице 21 муниципального образования, и к маю должны быть приняты все нормативные акты. Тем временем идею об особом «правительственном» квартале широко обсуждают и в Екатеринбурге. Предлагается вынести государственные учреждения за пределы города и разместить всех госслужащих в специально построенном «административном городке».
В самом деле, сегодня в центре Екатеринбурга сосредоточено огромное количество административных зданий. Здесь разместились и органы местного самоуправления, и многочисленные министерства и ведомства областного правительства, и структуры полпредства. И это не говоря уже о ведомственных учреждениях и организациях, куда ежедневно приходят тысячи граждан, чтобы решить свои земельные, налоговые и другие вопросы. В центре стремятся разместить свои штаб-квартиры даже главы многих административных районов Екатеринбурга. Самым примечательным можно считать Ленинский район, простирающийся до Горного Щита, но управляемый из здания на улице Чернышевского, в двух шагах от центра.
Все вместе государственные и муниципальные службы занимают несколько десятков зданий в историческом центре Екатеринбурга, в том числе множество старинных особняков и зданий, являющихся памятниками архитектуры. Используемая ими площадь исчисляется сотнями тысяч квадратных метров.
Большинство чиновников, а также часть приходящих к ним жителей города и области, как правило, передвигаются на автомобилях. В итоге уровень трафика на дорогах в столице Урала стремительно догоняет показатели московских пробок. Парковочные площадки в центре плотно заняты автомобилями чиновников, которые практически не оставляют места для транспорта остальных горожан.
Разумеется, пробкам способствует не только автомобильная активность, но и перекрытие улиц. Практически все горожане знают, что в районе 10 утра лучше избегать улиц Большакова, Фурманова, Белинского: губернатор едет на работу. Однако когда губернатора вызовут на совещание к полпреду, не знает никто, поэтому попасть в закрытую наглухо пробку в разгар рабочего дня может каждый.
Кроме того, чиновников становится все больше, их аппетиты растут, и вот уже объекты общественного значения один за другим передаются в пользование государственных служащих. Напомним, что в 2008 г. под резиденцию президента РФ был передан Дом Севастьянова, больше известный горожанам как Дом профсоюзов. В результате «перепрофилирования» из общественного оборота было исключено не только прекрасное здание, но и значительная часть прогулочной зоны в центре города: трехметровым железным забором от горожан был отгорожен значительный кусок Екатеринбурга.
Вынос всей бюрократической структуры за пределы города решил бы транспортные проблемы и освободил бы исторический центр для коммерческого и общественного использования. Автомобильный трафик в значительной мере сместился бы из центра в новый административный район, а опустевшие здания могли бы быть использованы под культурные, общественные, туристические или полезные городу коммерческие объекты. Следует отметить, что подобный подход давно реализуется во многих странах Европы.
Стремительное приближение к Европе, как того хочется областным и муниципальным властям, предполагает не только подачу заявок на участие во всевозможных общемировых мероприятиях. Проведение тех же ЧМ-2018 и «ЭКСПО-2020» без качественного изменения самого города будет невозможно: если темпы строительства торговых зданий и точечная застройка в центре Екатеринбурга останутся на прежнем уровне, то через несколько лет город буквально задохнется. Что же тогда будет в 2018 и 2020 годах, когда в столицу Урала, как в Новые Васюки, съедутся со всего земного шара?
И как город сможет встретить эти мероприятия, практически не имея в своем историческом центре культурных и туристических объектов? Ведь сегодня практически все здания, пригодные для размещения подобных центров, заняты административными службами, министерствами и управлениями. Между тем историческое здание городской администрации, по мнению экспертов, максимально подходит для превращения в конгломерат служб и сервисов для международных туристов. Именно таким образом используются ратуши и городские холлы во многих туристических столицах мира.
Если учесть, что власти совсем недавно расширили границы муниципального образования, а девелоперский рынок не жалуется на отсутствие игроков, то создание особого административного района за чертой Екатеринбурга не представляется проблемным. Два небоскреба, площадка под вертолет, парковка на две тысячи мест — и вот все чиновники находятся рядом и не устраивают пробок на дорогах города, передвигаясь между правительственными совещаниями. Недостатка в вариантах возможных площадок тоже нет: микрорайоны Академический, Шарташ, ВИЗ-Правобережный, Кольцово.
Пример успешной реализации подобного проекта в России уже есть.
«В Москве уже создали маленький налоговый «Диснейленд»: большая часть процессов, связанных с подачей и регистрацией налоговых документов, происходит на окраине Москвы, в Тушино. В итоге снизился трафик людей, которые бегали по всему городу по всевозможным госучреждениям и решали мелкие вопросы. Сейчас все ездят в одно место, постепенно там ввели электронную очередь. И эта идея в мировом урбанизме весьма популярна. Вот только сами власти вряд ли ее поддержат. Всем нравится сидеть в красивом статусном здании в центре города», — уверен депутат городской думы г. Екатеринбурга Леонид Волков.
Как и любая новация, данная идея породила и контраргументы. Основной из них, разумеется, деньги. По мнению архитектора и блогера Владимира Злоказова, модернизировать центр и избавить его от пробок можно, причем за меньшие средства, нежели строительство нового административного района.
«Эта идея проистекает из того, что якобы невозможно избавиться от пробок. Ничего подобного. На самом деле, чтобы избавиться от пробок, надо, во-первых, административным образом сократить количество автомобилей. Во-вторых, развивать наземный общественный транспорт, поскольку метро строится медленно. Мы должны улучшать транспортные возможности в центре, а не думать о том, как избавить его от каких-то функций. Да, с выносом госучреждений за пределы города какие-то поездки перестанут совершаться в центр, но людям придется ездить в другую сторону, — а на окраину, как правило, ведут полторы дороги. Развивать периферию — это гораздо дороже, чем улучшать ситуацию в центре», — поделился своим мнением Владимир Злоказов.
Впрочем, пока идея развития «малоавтомобильного» центра все больше напоминает превращение его в некую особую зону, «заповедник» для госслужащих. Ведь именно их запрет на пользование личным автомобилем в центре, скорее всего, не коснется. А вот всем остальным горожанам и жителям области, вполне возможно, придется приходить на поклон к чиновникам пешком.
В качестве возможного варианта эксперты предлагают предоставить здания госучреждений бизнесу — как местным организациям, так и представителям крупных федеральных и даже зарубежных компаний. Например, в огромном здании полпредства разместить крупный федеральный банк, а полученные от аренды деньги направить на решение острых проблем городского хозяйства.