Статьи
09.04.2012

Миллиарды в никуда: почему на Урале мегапроекты не оставляют после себя обещанных дорог

Миллиарды в никуда: почему на Урале мегапроекты не оставляют после себя обещанных дорогЕкатеринбург рассчитывает принять у себя чемпионат мира по футболу 2018 года и международную выставку «ЭКСПО-2020». Власти уже составляют примерные сметы того, во сколько нам обойдется почувствовать себя центром международной жизни. Между тем городская общественность, фиксируя критическое состояние дорожного полотна, все чаще задается вопросом о том, какой смысл вкладывать десятки миллиардов рублей в то, что забудется через месяц, не оставив никакой выгоды городу.

«Мероприятие такого уровня, проведенное при поддержке федерального бюджета, непременно оставит городу хорошее наследство в виде новых дорог, развязок и прочих объектов инфраструктуры». Это утверждение — один из ключевых тезисов властных структур в условной PR-кампании на тему «Зачем нам…» (название мероприятия можно добавить произвольно). Однако в том, что городу на память действительно останется что-то материальное, многие серьезно сомневаются.

Прошло всего три года после проведения в Екатеринбурге саммита ШОС, первого по-настоящему крупного мероприятия за все последние годы. Масштабная дорогостоящая подготовка обещала столице Урала красоту и процветание в части инфраструктуры. Однако уже сегодня эксперты констатируют: о каком-либо наследии саммита говорить не приходится. Качество спешно проведенных работ, как и опасались скептики, оказалось не на высоте: отремонтированные и построенные дороги буквально рассыпаются. Стоит ли ожидать чего-то хорошего в перспективе от проведения других, еще более масштабных международных мероприятий, которые мечтает заполучить Свердловская область, остается под вопросом. Как видно, результаты громких проектов долго не живут.

К саммиту Шанхайской организации сотрудничества городские и областные власти подошли ответственно. Курировал процесс лично губернатор региона Эдуард Россель. Подготовка к встрече высоких гостей началась за несколько лет. Планировалось построить и реконструировать на основных центральных маршрутах около 80 зданий. Большое внимание также было уделено дорогам, транспортным развязкам и благоустройству. В обиход вошло понятие «гостевой маршрут» — улицы, на которых, скорее всего, должны появиться высокопоставленные персоны и которые следует благоустроить особенно тщательно.

К саммиту планировалось построить или реконструировать 25 дорог (в том числе участки улиц Расточной, Ибаррури, Степана Разина, Бакинских Комиссаров, Европейской, Щербакова, Кирова, Белореченской, Фурманова, Блюхера, переулка Базовый). Кроме того, планировалось соорудить пять транспортных развязок: на Московской — Большакова — Ясной — Посадской — Фурманова, на пересечении скоростного кольца по пер. Базовому с улицей Комсомольской и Сибирским трактом, на пересечении улицы Московской и объездной дороги, Амундсена и объездной дороги, улиц Серафимы Дерябиной — Гурзуфской — Репина.

Между тем далеко не все запланированное было выполнено. К примеру, до саммита не удалось запустить крупные развязки: их сроки были перенесены на другие года. Впрочем, к ШОС были введены в эксплуатацию ул. Белореченская, ул. Бакинских Комиссаров, выполнено благоустройство площади Труда, территории по пр. Ленина и ул. Чапаева и прочее.

Как бы ни радовались жители города новым дорогам, долгим счастье не было. Прошло всего три года после масштабной реконструкции, а дороги уже сейчас практически разваливаются. Их спешно ремонтировали в последний момент: работы перед саммитом велись днем и ночью, а городские сроки ремонта сократили на пять месяцев. Впрочем, уже тогда были опасения насчет низкого качества дорожного покрытия.

Стоимость ШОС для города и области при этом так и осталась тайной. Известно лишь, что на стадии подготовки речь шла о сумме, превышающей 100 млрд. рублей. Конечно, в эту сумму входят и деньги Федерации, и средства коммерческих структур, бюджеты которых на завершение строительства начатых объектов тогда записали в общую смету, но размах все равно впечатляет.

Губернатор Александр Мишарин, возглавивший регион через несколько месяцев после саммита, назвал такие ремонты «прямым закапыванием денег».

Сейчас его слова подтверждаются. Так, дорожное покрытие по ул. Московской от ул. Объездная не выдерживает никакой критики. Нарекания автовладельцев также часто получает улица Титова. Дошло до того, что автомобили просто стали проваливаться под землю.

Между тем сама по себе стратегия региональных властей — ставка на то, чтобы заполучить крупное мероприятие и федеральное финансирование под его проведение, — сохраняется. При этом в механике подготовки мало что меняется.

«Схемы, которые сейчас применяются при ремонте дорог, непрозрачны. Все понятно: если дороги быстро разваливаются, то это говорит о нарушении технологии строительства с целью удешевления. На торгах выигрывают недобросовестные компании, которые, по идее, вообще нельзя к аукционам подпускать. Нужно создать такой черный список, чтобы такие организации больше не могли ремонтировать дороги. В то же время у нас в городе есть пример, когда дорогу строил частный подрядчик, — улица Фучика. Эта дорога уже прекрасно функционирует на протяжении 5 лет без ремонтов. Там все технологии были соблюдены», — отметил общественный эксперт по Екатеринбургу Андрей Старцев.

Кстати, администрация города список подрядчиков, проводивших ремонт дорог в 2011 году и предоставляющих гарантию на 3 года — до 2014 года, уже обнародовала. Это ОАО «Трест Уралтрансспецстрой», ООО «Компания «ГарантСтрой», ООО «ДОРСТРОЙ», ОАО «Свердловскавтодор», ЗАО «Уралстрой», ООО «Региональное ДРСУ», ООО «ГУДСР». В случае повреждений компании обязаны исправить недостаток бесплатно. Впрочем, по общему ощущению горожан, едва ли не все улицы города в этом году — один сплошной недостаток.

Сами дорожные строители причину ухудшающегося качества дорог по традиции видят в недостаточном финансировании. Так, по словам первого заместителя генерального директора ОАО «Трест Уралтрансспецстрой» Михаила Малиновских, на протяжении многих лет в городе наблюдался серьезный недоремонт дорог, теперь некая критическая планка пройдена, и дороги начали разрушаться.

«Три года назад серьезно ужесточились требования к материалам. Сейчас разрушается то, что было построено по старой схеме. Новые же требования дают более прочное дорожное покрытие», — уверяет Михаил Малиновских.

По его словам, больше претензий к качеству работ небольших компаний. Именно они могут сократить свои издержки на оплате труда, налогах и прочем, существенно понизив цену, а соответственно, и выиграв на торгах. Это зачастую приводит к снижению качества ремонта и строительства дорог.

Еще одна проблема — техника, которая используется для ремонта дорог.

«Дороги в Екатеринбурге нужно качественно ремонтировать, при этом совсем не обязательно силами западных производителей. Кто мешает нам обратить внимание на действительно качественную отечественную технику, тем более что она обходится покупателю дешевле да и в стоимости технического обслуживания заметно выигрывает у западных аналогов?» — задается вопросом председатель совета директоров AVS Group Валерий Савельев.

Впрочем, реалисты полагают, что раз борьбы за проведение очередного мегапроекта нам все равно избежать не удастся, следует воспринять это как данность и надеяться, что какую-то пользу городу это событие принесет.

«После ШОСа мы два года жили хорошо, вот и после других мероприятий будем жить неплохо. Конечно, опять же, скорее всего, недолго. Опасения, что после следующих мероприятий опять все развалится, конечно, есть. Однако в целом хуже от этого все равно не становится, ведь что-то хорошее все-таки сохраняется. Вообще, у нас каждую весну и осень истерия по поводу дорог. К маю это все стихает. Вот так мы и будем всегда с надеждой ждать мая», — отметил исполнительный директор СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников.

Отметим, что о примерной стоимости грядущих мероприятий судить уже можно. Как стало известно по итогам заседания в администрации Екатеринбурга оргкомитета, на проведение в уральской столице матчей первенства мира по футболу 2018 года нужно примерно 111 млрд. рублей.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
04.04.2014 Екатеринбург получит дополнительно 700 млн руб. из областного бюджета на ремонт дорог

УрБК, Екатеринбург, 04.04.2014. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев согласился дополнительно выделить из ...

17.12.2013 ООО «Гарантстрой» заплатило в бюджет Екатеринбурга 22,5 млн руб. неустойки за невыполненный ремонт дорог

УрБК, Екатеринбург, 17.12.2013. В результате претензионной деятельности МКУ «Городское благоустройство» с подрядной ...

15.04.2013 Администрация Екатеринбурга: в год мы можем отремонтировать 600 — 700 тыс. кв. м. дорог

УрБК, Екатеринбург, 15.04.2013. В Свердловской области сохраняется большой процент не отремонтированных дорог. По ...

16.12.2010 В ближайшие годы на реконструкцию и строительство дорог в Екатеринбурге планируется потратить более 11 млрд. рублей

В 2011–2013 годах на реконструкцию и строительство улично-дорожной сети Екатеринбурга будет потрачено 11,18 млрд. ...

09.06.2009 Трест «Уралтрансспецстрой», занимающийся строительством дорог в новом микрорайоне «Академический», соединил объездную дорогу и улицу Серафимы Дерябиной

УрБК, Екатеринбург, 09.06.2009. Трест «Уралтрансспецстрой», занимающийся строительством дорог в новом микрорайоне ...