Роспотребнадзор: финансовая грамотность свердловчан растет
УрБК, Екатеринбург, 02.04.2012. Специалистами защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» в рамках мероприятий, посвященных празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей в 2012 году, проходящего под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг», был проведен социологический опрос населения региона. Профессионалов интересовала оценка потребителями действий банков при оказании финансовых услуг.
Анкетирование проводилось в 21 муниципальном образовании Свердловской области. Всего в опросе приняли участие 1174 человека в возрасте от 20 до 77 лет. Активностью отличились женщины: 814 опрошенных — представительницы прекрасного пола; мужчин, ответивших на вопросы, оказалось значительно меньше — 360 человек.
Большинство респондентов (1015 чел.) имели кредитные обязательства перед банками. При этом срок кредитования составлял от 1 года до 3 лет у 483 людей, от 6 месяцев до 1 года — у 240, до 6 месяцев — у 7, свыше 10 лет — у 24. При выборе банка опрошенные чаще всего руководствовались советами родственников, друзей, знакомых (так ответили 604 человека), рекламе в СМИ (телевидение, радио, рекламные щиты и т.д.) доверились 230 человек, 71 человек обратился за помощью юриста, самостоятельный выбор сделали 62 человека.
Кроме того, потребители делали случайный выбор банка, поддавались рекомендациям продавцов в магазине при покупке товара в кредит.
При подписании договора 291 опрошенный признался, что невнимательно читал банковский договор при его заключении, 767 человек ответили, что вчитывались в содержание документа. При этом шрифт для чтения показался удобным 439 людям, неудобным — 625. Вопросы в ходе прочтения договора с банком возникли у 716 человек из числа опрошенных, все они, как утверждают, получили понятные ответы от сотрудников банка.
Чаще всего респондентов не устраивали следующие условия банковского договора: высокие проценты по кредиту; навязывание услуг по страхованию жизни и здоровья, навязывание страховых компаний; невозможность досрочно погасить кредит; невозможность оплаты кредита в выходные и праздничные дни; обязательное наличие поручителя; сроки кредита, предложенные банком; возможность изменения процентной ставки банком в одностороннем порядке и др.
При этом обращались в банк с требованием об изменении договора 65 человек, 967 респондентов смирились с условиями кредитной организации. По требованию 21 опрошенного потребителя были внесены изменения в договор.
Кроме вопросов, касающихся потребительского поведения свердловчан, специалисты задали несколько вопросов, направленных на оценку финансовой грамотности граждан.
Так, на вопрос «Считаете ли Вы обязательным страхование жизни и здоровья при получении кредита?» «да» ответили 329 человек, правильный ответ — «нет» — дали 763 человека. Также большинство (750 человек) верно ответили, что потребитель при получении кредита не обязан открывать расчетный счет в банке, ошибочно согласились бы открыть такой счет 336 человек. Почти все опрошенные знают, что потребитель не должен оплачивать дополнительные комиссии, кроме процентов по кредиту.
Кроме того, респонденты рассказали, с какими нарушениями прав потребителей при оказании финансовых услуг (кредитовании) они сталкивались: взимание дополнительных комиссий за выдачу кредита и ежемесячных комиссий; долгий срок рассмотрения заявок на получение кредита; непрофессионализм сотрудников банка; применение штрафных санкций за досрочное погашение кредита; увеличение процентной ставки по кредиту в одностороннем порядке и прочее.
За восстановление нарушенных потребительских прав по кредитному договору респонденты обращались (обратились бы): к адвокату (юристу) — 462, в консультационный центр для потребителей — 163, в банк — 230, в суд — 225, в Роспотребнадзор — 189, в прокуратуру — 112.
Для налаживания отношений с потребителями банков, по мнению свердловчан, необходимо снизить процентную ставку по кредиту, более доступно излагать информацию потребителям, мобильнее работать с клиентами, доброжелательнее относиться к потребителям, повысить культуру обслуживания клиентов банка и т.д.