Документ был опубликован в «ОГ» 23 марта 2012 года. Он не просто определил принципы развития торговли в регионе, но и представил весьма непростые задачи перед всеми муниципалитетами.
За этой формулировкой стоит принципиально новый подход — муниципалитетам законодательно предоставляется возможность влиять на территориальное размещение объектов торговли. Закон, о котором вчера вели разговор эксперты «круглого стола» в «ОГ», — это документ, который определяет направления развития торговли для муниципальных образований. Разработка минимальных нормативов обеспеченности населения необходимыми площадями, установление требований к размещению и оборудованию каждого вида магазинов, исходя из норм градостроительного законодательства и планов развития территорий — всё это должно помочь муниципальным образованиям разработать свою стратегию развития торговли.
Города разные, область одна В Свердловской области появился уполномоченный орган регулирования всей торговой деятельности. Им стало областное министерство торговли.
Татьяна Попова — заместитель министра торговли, питания и услуг Свердловской области:
— В областном законе первое, что сделано, — это четко определено, кто что делает и кто за что отвечает. Второй момент, который был поддержан всеми депутатами, понимание того, что на территории области программы развития торговли муниципальных образований должны быть. Ведь именно на муниципальном уровне принимаются решения по созданию условий для покупателя.
Основная идея нового закона заключается в выработке единых на всей территории области подходов.
Программные документы, по словам Татьяны Поповой, помогут создать прозрачность и увидеть, кто что делает, кто что не делает.
— Можно было ограничиться написанием областной программы, — рассказывает заместитель министра, — вписать кругленькие цифры:должно быть столько-то объектов, необходимо потратить столько-то бюджетных и внебюджетных средств… Но за этими круглыми цифрами не видно конкретизации территорий. У нас очень разные города. Например, Гаринский район и Слободо-Туринский — оба сельских, а условия для развития торговли совершенно разные. В Гарях на лодках нужно делать выездную торговлю, а в Слободе решать вопрос об усилении потребительской кооперации. Именно муниципальные образования должны понимать проблематику, свою специфику и, понимая это, предлагать варианты решений.
Пусть расцветают сто цветов Продолжая разговор о торговле в сельской местности, эксперты затронули тему нестационарной торговли, что вызвало бурную дискуссию.
Татьяна Рябова — председатель Союза малого и среднего бизнеса Южного управленческого округа Свердловской области:
— Нестационарная торговля, возможно, на какой-то период спасала население, но сейчас построено много магазинов, которые могут за своим товаром следить. Есть сертификаты, соблюдается культура обслуживания, то есть нет обвеса и обсчета. И мы совершенно не против, чтобы нами выращенный продукт в сезонность продавался в киосках и палатках, ведрами, пучками, штуками. Это приемлемо. Но у нас есть четкое убеждение, что все завозные продукты должны продаваться исключительно в стационарных магазинах. Первое — это сертификация товара, а значит, его качество. И, конечно, самое главное — уплата налогов. Мы двумя руками за этот закон.
Индивидуальный предприниматель, председатель Совета НП «Комитет 101» Дмитрий Головин оказался категорически против повсеместной ликвидации киосков и вспомнил ту волну закрытия ларьков, которая настигла Екатеринбург в своё время. — Потребитель должен голосовать своим рублем, прежде всего нужно это или нет, — парировал собеседнику Головин.- Мне, например, удобно покупать в киоске. Я как экономист сразу понимаю: в стационарном магазине сколько денег требуется на отопление, ремонт, отделку, сколько на торговое оборудование. И я понимаю, что в киоске могу купить товар дешевле и, может быть, качественнее, если хозяин следит за своим ассортиментом. Я не представляю продавца провинциального города, который начнет обвешивать покупателей.
На следующий день или через неделю он может закрываться, к нему просто никто не придет.
Там коммуникативная составляющая сильнее, чем в Екатеринбурге.
— Никто не говорит, что «нестационара» не должно быть вообще, — вмешивается заместитель министра торговли Татьяна Попова, — речь ведь идет о совершенно ином формате. Много мы говорим о торговых сетях… Когда они вытесняют какие-то одиночные магазины, киоски и ларьки. Но посмотрите, уходят с рынка именно слабые, те, кто не нашел своей ниши. Есть павильоны с универсальным ассортиментом, чуть ли не супермаркет товаров… От шампуня до компьютеров. Но ведь каждый покупатель имеет право на информацию, на подтверждение качества безопасности товара. Можно ли в киоске с таким ассортиментом держать все обилие документации, обеспечить правильность приемки и хранения товара. Это очень сложно сделать. И мы в этом плане готовы работать, готовы помогать. Этот закон повернул ситуацию наоборот, когда не правительство диктует условия, а когда инициатива должна исходить от муниципалитета. В том числе и схема размещения нестационарных объектов. Где-то наличие павильона — это благо и возможность получить товары по месту постоянного проживания, а где-то ситуация требует понимания: надо или нет.
В шаговой доступности Конечно, это же идеал — магазин, в котором светло, уютно, отличный ассортимент и отличное качество продуктов, вежливый персонал и, конечно, низкие цены. Это то, что старается изо всех сил сделать наша розница, и что, к сожалению, недостижимо. Ведь если у вас низкие цены, значит, вы руководствуетесь стратегией экономии на издержках и не можете себе позволить различных «излишеств». И наоборот, если вы тратите деньги на дизайн, удержание и обучение персонала, обновление оборудования, то у вас по определению не могут быть самые низкие цены в городе. Тут надо выбирать. Это, вроде бы, и так понятно, но хочется же всего и сразу… Точки соприкосновения эксперты вскоре всё же нашли. Это необходимость развивать маленькие магазины в шаговой доступности. Екатеринбург и область пестрит магазинами эконом-класса, и, к сожалению, нет ни одного дискаунтера. Принципиальное отличие — ассортимент товара. Его минимум: два вида хлеба, три вида сыра, кисло-молочные продукты — всего по чуть-чуть. Это существенно позволяет экономить и на товародвижении, перевозках, персонале, площадях и прочих вещах. Но, к сожалению, этот вид магазинов в нашей области не привился, хотя сильно распространен в других регионах и особенно в Европе. Но чтобы понимать, какой товар в какой территории пользуется большим спросом, необходимо проводить регулярные маркетинговые исследования. А разве может каждый предприниматель заказать исследование рынка? Скорее всего, нет. И в этой ситуации как раз и должен помочь областной закон «О регулировании торговой деятельности в Свердловской области». Именно этот закон будет регулировать информационно-аналитическое наблюдение, то есть будет учитываться состав населения, национальности, уровень заработка, привычки и прочее, что должно способствовать созданию более комфортных условий для предпринимателей.
Центр притяжения торговли При подготовке областной торговой стратегии, по словам замминистра Татьяны Поповой, специалисты минторга сделали расклад по торговым площадям и выяснили интересный момент. Если в продовольствии Екатеринбург развивается с превышением на 40 с лишним процентов, то в непродовольственной группе товаров это превышение составляет лишь 5 процентов. Это означает, что обеспечивается лишь минимум. А в Екатеринбург, как на знаменитые февральские распродажи в Дубай, подчас съезжаются жители со всей области и соседних регионов за закупками.
— Нам еще расти и расти, — говорит Татьяна Попова, — а куда, должны определить документы.
Стоит отметить, что продовольственный бизнес имеет показатели самой высокой оборачиваемости, хотя не самой высокой доли по прибыли. Непродовольстенные площади растут более высокими темпами. Ранее «Областная газета» печатала интервью с председателем комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Еленой Чернышевой, где она рассказала, что в нашем городе, несмотря на обеспеченность торговыми площадями, не приходится говорить о пике их роста. Для сферы торговой недвижимости 2011 год был немного застойным. Однако за последние семь лет объем рынка, например, торговых центров в Екатеринбурге, увеличился практически в четыре раза, в среднем прирастая ежегодно на 30 процентов. И это при том, что в Екатеринбурге обеспеченность торговыми площадями уже превысила европейский стандарт — 1000 кв. м на 1000 человек.
В 2012 году в Екатеринбурге будет открыто еще семь торговых центров. В 2011 году, к примеру, было введено 90 объектов потребительского рынка торговой площадью 35 тысяч кв. м., в том числе 7 супермаркетов, 3 универсальных магазина, сельскохозяйственный рынок. В этом году планируется также открытие двух строительных гипермаркетов. На 1 января 2012 года на территории Екатеринбурга действуют 26 торговых центров. На территории города работают также 1071 продовольственный и 2660 непродовольственных магазинов, 10 рынков, 2400 объектов мелкорозничной торговли. В городе работает 722 торговые сети, объединяющие 3061 предприятие.
— В понедельник министерство торговли приглашали на презентацию элитной итальянской мебели, завтра открытие автосалона в Березовском, — говорит Татьяна Попова. Каждую неделю событие в непродовольственной торговле. А результат этого — мы стали третьим рынком в Российской Федерации, впереди нас Москва и Санкт-Петербург.
Покупателю должно быть удобно С интересной инициативой выступил губернатор Свердловской области Александр Мишарин на встрече с представителями торгового бизнеса. Последним поручено рассмотреть опыт европейский стран, по которому гипермаркеты нельзя открывать в местах массового проживания населения. В нашей повседневной жизни должны появиться магазины в шаговой доступности. Еще одна сложность, которую необходимо преодолеть — решить вопрос с безналичным расчетом. Есть территории, в которых нет ни одного магазина, где можно рассчитаться пластиковой картой. Покупатель должен иметь право выбирать — карта или кэш, а предприниматель должен создать условия.
Однако у предпринимателей есть свои опасения. По словам президента Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолия Филиппенкова, из-за присутствия теневого бизнеса и административного ресурса есть риски не только не ввести инновации в торговлю, а даже сформировать муниципальные программы развития.
— Взаимоотношения между государственной машиной и торговым бизнесом обсуждались еще в рамках «Народной программы» в прошлом году, — говорит заместитель руководителя регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия» Андрей Русаков.
По его словам, торговля является своеобразным зеркалом социально-экономической ситуации в области. У общества тоже есть свой запрос. И принятие этого закона — в чем-то ответ на те требования и вопросы, какие мы получали в течение прошлого года при обсуждении «Народной программы».
Сегодня проект постановления, а это 85 страниц, находится на согласовании в юридическом управлении правительства области. Это проверка завершающая, после чего документ будет принят на заседании правительства Свердловской области.
Прочитать материал полностью:
http://www.oblgazeta.ru/news.htm?top_id=5365