15.03.2012

Своим — зеленый семафор: о «ТрансСибУрал» узнала прокуратура

На рынке железнодорожных грузоперевозок в Свердловской области вновь неспокойно. После того как править бал на этом рынке стали Первая и Вторая грузовые компании, а законодатели дали последней существенные налоговые преференции, грузоперевозками начали заведовать структуры-посредники без собственного подвижного состава. Эту информацию озвучили депутаты Законодательного собрания Свердловской области. По сведениям народных избранников, один из посредников — ООО «ТрансСибУрал» — получает неоправданное преимущество при движении, что создает ущерб конкурирующим фирмам. О ситуации уже уведомлены прокуратура и антимонопольная служба. В транспортной компании все претензии, само собой, отрицают.

В окружное управление Генпрокуратуры с требованием проверить законность действий ОАО «Вторая грузовая компания» и ОАО «РЖД» обратился депутат Государственной думы РФ Александр Бурков. По мнению законодателя, равный доступ предприятий-производителей к якобы погрузочным ресурсам ОАО «РЖД» на Среднем Урале затруднен: явные преимущества получает компания-посредник ООО «ТрансСибУрал».

«РЖД и ВГК в большинстве случаев не заключают договоров непосредственно с предприятиями, которым необходимы услуги по перевозке, а вынуждают их пользоваться услугами компании-посредника ООО «ТрансСибУрал», которая, в свою очередь, устанавливает наценку к тарифу от 40 до 70%. Отсутствие у предприятий-производителей возможности напрямую взаимодействовать с ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК» необоснованно увеличивает стоимость конечной продукции», — говорится в официальном обращении Александра Буркова к Юрию Пономареву.

Помимо гарантированных услуг посредника и комиссионных, ООО «ТрансСибУрал» получает зеленый свет при движении по железной дороге — составы, арендованные компанией, пропускаются вне очереди, уверяет депутат областного Законодательного собрания Андрей Альшевских, который публикует в своем блоге внутреннюю переписку сотрудников Свердловского филиала ОАО «РЖД».

«Неизменной остается фраза: «…обязываю вас организовать беспрепятственный пропуск маршрутов принадлежности ООО «ТрансСибУрал». Встречается еще одна формулировка: «…организовать ускоренное (приоритетное) направление… арендованных ООО «ТрансСибУрал». Письма с такими указаниями рассылаются из Дорожного центра управления перевозками (ДЦУП). Речь идет о грузовых перевозках по Свердловской железной дороге. Адресаты — подразделения практически по всей дороге. Начальникам на участках командуют пропускать в первую очередь грузовые вагоны от ООО «ТрансСибУрал». Остальные пусть ждут», — говорит Андрей Альшевских.

Депутат подчеркивает: ни один внутренний документ РЖД такое приоритетное движение не разрешает, и делает предположение, что особые условия работы компании могут быть объяснены административно-политическими мотивами.

«Мои знакомые железнодорожники так называемый «зеленый свет», который показывают компании «ТрансСибУрал» (и на самой дороге, оказывается, бывает административный ресурс), объясняют связью с председателем правительства Свердловской области Анатолием Грединым и губернатором Свердловской области Александром Мишариным — оба от одной мамки, от РЖД. Однако явных доказательств ни у кого нет», — объясняет Андрей Альшевских.

В ООО «ТрансСибУрал» отрицают все претензии и напоминают о дефиците подвижного состава, который существовал до 2010 года и который был ликвидирован якобы не без помощи услуг компании-перевозчика.

«То, что «ТрансСибУрал» и правительство Свердловской области работают в одном регионе, не говорит о каких-то привилегиях и «зеленом свете». В условиях жесткого дефицита вагонов «ТрансСибУрал» взял на себя обязательства по перевозке низкорентабельных грузов и возобновил дорожно-кольцевые маршруты. В 2010-м — начале 2011 года потребность производителей в подвижном составе была полностью удовлетворена», — заверил УрБК генеральный директор ООО «ТрансСибУрал» Сергей Мазуркевич.

Впрочем, вопросы к прозрачности механизма дружбы предпринимателей от железной дороги с властями остаются. Компания работает на основании некоего договора об информационном сотрудничестве, суть которого не до конца ясна депутатам.

«На все возмущения, что те лезут без очереди, они размахивают неким договором с РЖД об информационном сотрудничестве. Сотрудничество сотрудничеством, но пропускать вагоны бумажка не позволяет. Да и ни с кем другим начальник Свердловской железной дороги такие соглашения не подписывает», — возмущается Андрей Альшевских.

В компании-перевозчике подтверждают: договор об информационном сотрудничестве есть, но он, действительно, не дает никаких привилегий.

«В мае 2011 года наша работа была серьезно блокирована информаторами, преследовавшими свои личные интересы, а не интересы области и промышленности. Маршруты сократили до 15, что привело к росту цен до 50–70% от прейскуранта 10:01. Единственный выход в этой ситуации — договор об информационном сотрудничестве. Отмечу, что данный договор не подразумевает никаких привилегий в движении вагонов того или иного оператора. «ТрансСибУрал» сохранял ставку 20–25%, но никак не 50 или 70%, которые с удовольствием выставляли трейдеры. Только в июле мы были вынуждены поднять стоимость до +40%: чем меньше количество маршрутов, тем выше цена», — заверяет С. Мазуркевич.

В областном минтрансе недовольны системой посредников вокруг ОАО «ВГК», но при этом прочат «ТрансСибУрал» на место базового регионального перевозчика. Эта идея обсуждается на уровне областного правительства уже больше года.

«Министр транспорта Геннадий Маренков на заседании комитета заявил депутатам, что система посредников вокруг ВГК вредна и не идет на пользу ни самой ВГК, ни экономике области. Заявить-то он заявил, но почему-то действия минтранса направлены немного в другую сторону — они заявляют о своей поддержке идеи создать на базе ООО «ТрансСибУрал» базового регионального перевозчика. Это вообще глупость несусветная. Диалога с ними не получается — я запрашивал документы, пытался договориться о встрече с их руководителем, но пока желания общаться у них нет. Я их понимаю, не думаю, что они могут объяснить, как и почему они монополизировали рынок железнодорожных перевозок, не имея собственного подвижного состава, а будучи простым посредником», — рассказал УрБК депутат Законодательного собрания Дмитрий Ионин.

В ООО «ТрансСибУрал» уверяют, что открыты для диалога.

«Депутаты рассматривают искаженную действительность. Прежде чем судить и давать оценку, пригласили бы руководителя «ТрансСибУрала», обозначили бы накопившиеся вопросы и претензии. Тогда и можно было бы разбираться, кто действует не только для своей выгоды, но и думает о промышленности региона, в котором работает, а кто стремится только к сиюминутной выгоде, льет массу клеветы и пытается создать хаос и неразбериху. Вся эта ситуация — попытка вернуть ситуацию прошлого года, когда цены взлетели до предела и трейдеры спекулировали вагонами», — заявил УрБК С. Мазуркевич.

Ждать вердикта надзорного ведомства осталось недолго: письмо депутатов в прокуратуру ушло еще в прошлом месяце.

УрБК будет следить за развитием событий.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
05.12.2012 ОАО «РЖД» оштрафовано за сговор с ООО «Транссибурал» и ОАО «ПГК»

УФАС по Свердловской области оштрафовало ОАО «РЖД» на 15 млн руб. за сговор с транспортными компаниями ООО ...

28.04.2012 Депутатский «фас»: расследованием связей «ТрансСибУрала» и РЖД займется парламент

Депутаты Госдумы и свердловского Законодательного собрания совместными усилиями добились начала расследования странных ...

27.04.2012 Депутатский «фас»

Парламентарии добились начала расследования странных связей «ТрансСибУрала» и РЖД ...

27.04.2012 Уральская транспортная прокуратура: во взаимоотношениях Свердловской дирекции управления движением и ООО «ТрансСибУрал» есть признаки нарушения закона

УрБК, Екатеринбург, 27.04.2012. Во взаимоотношениях Свердловской дирекции управления движением и ООО «ТрансСибУрал» ...

14.03.2012 Своим — зеленый семафор: рынок грузоперевозок в Свердловской области в ожидании передела

На рынке железнодорожных грузоперевозок в Свердловской области вновь неспокойно ...