Президент России Дмитрий Медведев считает нужным ввести во всей стране единый образец платежной квитанции, в которой будут детализированы все расценки на услуги населению в жилищно-коммунальном хозяйстве. Его вдохновил пример Красноярского края, где местные власти уже вменили это в обязанность управляющим компаниям. По мнению представителей УК Екатеринбурга, недоверие к ним необоснованно: спрашивать нужно с поставщиков, которым принадлежит основная часть статей в квитанции. Кроме того, в Екатеринбурге уже была практика детализации счетов в квитанции, но от нее отказались по причине ряда неудобств. Принимать решения относительно квитанций должны собственники, а не власть, полагают эксперты.
О нововведении Дмитрию Медведеву рассказал губернатор Красноярского края Лев Кузнецов. Он пояснил, что на обратной стороне квитанции будет отражен весь объем услуг, за который управляющие компании берут деньги с жильцов.
Идея понравилась президенту.
«Абсолютно правильно. Я считаю, что этот опыт нужно было бы распространить на всю страну, потому что действительно люди в большинстве случаев говорят: «Ну, ладно, смирились с тем, что стоимость выросла, но мы не понимаем, за счет чего это произошло, почему цены выросли — коррекция на инфляцию или еще что-то другое. А самое главное, мы не понимаем, за что мы платим, каковы обязанности управляющих компаний, что они должны делать за эти деньги», — сказал Дмитрий Медведев.
Представители управляющих компаний Екатеринбурга, несмотря на то что готовы поддержать инициативу, приводят целый ряд доводов против этой идеи. Данная реформа не имеет никакого смысла на законодательном уровне — проблему можно решить на местах, по требованию собственников, заявили предприниматели.
«Идея детализации и расшифровки счетов, выставляемых жителям за услуги, абсолютно правильная и противников иметь не должна. Ответственные, добросовестные и устойчивые управляющие компании были бы рады работать с собственниками при максимальной прозрачности. Однако не все зависит от управляющих организаций. У хорошей идеи должны быть четко продуманы механизмы реализации, иначе все можно зарубить на корню. Поэтому, полностью поддерживая идею президента, которая созвучна с нашей позицией, считаем, что необходимо продумать механизмы реализации и стоимость этого проекта для государства», — рассказал УрБК директор по связям с общественностью ЗАО «УК «Стандарт» Дмитрий Сергин.
В ЗАО «УК «Верх-Исетская» считают, что раскладывать по пунктам на самом деле нужно счета не управляющих компаний, а поставщиков.
«Нам непонятно, почему именно управляющие компании должны детализировать этот объем услуг. Основное заблуждение большинства заключается в том, что деньги, уплаченные по квитанции, целиком направляются в управляющие компании для того, чтобы содержать дом. На самом деле это совсем не так. Около семидесяти процентов перечисленных жильцами денежных средств уходит напрямую поставщикам коммунальных ресурсов — за тепло, воду, газ и электроэнергию. УК распоряжается оставшимися средствами, начисленными по статьям «содержание жилья» и «капитальный ремонт», — порядка 30% от общих начислений в квитанции. Строки «содержание жилья» попросту не хватает для того, чтобы на должном уровне обслуживать дома. Нашу строчку в общей доле начислений зажимают по остаточному принципу. А ведь это имущество жителей, и за него, по сути, они и должны платить! Мы убеждены, что сложившаяся система регулирования тарифов довела сферу ЖКХ до обнищания. Жители, по большому счету, содержат частный бизнес естественных монополий. Однако почему-то никто не предлагает разложить тариф поставщиков коммунальных ресурсов на обратной стороне квитанции», — отмечает пресс-секретарь компании Ирина Мустафина.
По мнению генерального директора УК «Нижнеисетская» Юрия Дулыны, воплотить инициативу по детализации счетов в квитанции нереально, так как все дома разные и собственники сами решают, какие суммы и на что им нужно тратить.
«Это нововведение даже теоретически невозможно, так как собственники сами решают, какие суммы и на что они тратят: где-то нужны средства на ремонт, а кому-то нужен консьерж. Все зависит от состояния и статуса дома. Я обеими руками за, если хотя бы часть этого перечня будет зафиксирована законодательно на федеральном или региональном уровне», — говорит Юрий Дулына.
Кроме того, по мнению специалиста, после этого квитанция станет похожа на книгу: ее объем значительно увеличится, никто ее читать не будет, а вот изготавливать документ будут за счет населения. Стоит также отметить, что все пункты подробно прописаны в договоре с управляющей компанией, и посмотреть, изучить и сделать выводы можно в любой момент, потребовав от УК документ. И это еще одна причина, по которой нет смысла прописывать все досконально в самой квитанции.
Опыт выпуска подобной квитанции в Екатеринбурге уже был, напоминает генеральный директор УЖК «Территория» Дмитрий Сень.
«Эта практика ушла в прошлое, так как квитанция была для всех единая, несмотря на совершенно разное состояние домов. В результате кому-то, к примеру, просто не хватало средств на ремонт дома», — рассказал предприниматель.
«На самом деле в квитанциях нашей компании все уже расписано. Жильцы об этом попросили нас сами, и мы их просьбу выполнили. Я думаю, так должны поступать и другие компании: не ждать указа президента, который тут, по сути, и не нужен», — заключает эксперт.
Итак, работающие в Екатеринбурге крупные управляющие компании практически едины во мнении: инициатива хороша, но исходить она должна от собственников жилья, а не от властей.
Валентина Попова