Вчера стало известно, что находящийся на грани банкротства ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, Новоуральск) планирует в течение 12 лет рассчитаться с кредиторами за счет создания совместного предприятия с китайским Lifan. По заявлению АМУРа, на предприятии будет организовано сборочное производство мощностью до 120 тыс. автомобилей. Кредиторы считают оптимальным конкурсное производство и продажу имущества предприятия стороннему инвестору. Отраслевые аналитики сомневаются в заявленных объемах производства, прогнозируя 50% загрузки мощностей. Вчера глава свердловского правительства Анатолий Гредин провел совещание, на котором стало известно о создании совместного предприятия (СП) АМУР и китайской компании Lifan. В рамках этого предприятия планируется осуществлять CKD-сборку кузовов легковых автомобилей на площадке уральского предприятия. CKD-сборка предполагает, что Lifan будет поставлять комплектующие, а сам процесс сборки будет проходить на АМУРе — такая технология позволит китайской компании снизить затраты на импортные пошлины. Общий объем инвестиций Lifan в проект составит $60-70 млн. Для организации производства на АМУРе будет установлена новая линия сварки, окраски и сборки мощностью до 120 тыс. автомобилей. Приобретение и монтаж оборудования планируется осуществлять за счет средств китайских компаний. По оценкам специалистов АМУРа, сотрудничество с Lifan позволит в течение 12 лет полностью погасить обязательства перед кредиторами. По информации «Ъ», для реализации проекта создается отдельное юридическое лицо, доли в котором будут вноситься деньгами (51% — Lifan) и оборудованием (49% — АМУР). Вчера совет директоров Lifan должен был одобрить участие компании в СП.
Между тем создание СП с китайским Lifan усложняет то, что 18 января арбитражный суд Свердловской области рассмотрел ходатайство о продлении внешнего управления на АМУРе сроком на шесть месяцев и открыл в отношении предприятия конкурсное производство до 20 июля 2012 года. Для участия оборудования АМУРа в СП должно быть заключено мировое соглашение со 100% залоговых кредиторов предприятия. Напомним, общая задолженность кредиторам, среди которых значатся ВТБ, УБРиР, «Русь банк», Инвестбанк, а также собственник предприятия Павел Чернавин, составляет более 3 млрд рублей.
Как пояснили в областном правительстве, в связи с тем, что ряд кредиторов обжалует решение о признании АМУР банкротом и продлении процедуры внешнего управления на полгода, считается, что процедура конкурсного производства не начата. «Областные власти будут поддерживать обращение в арбитражный апелляционный суд о продлении процедуры внешнего управления в ЗАО «АМУР», а также заключении мирового соглашения для участия АМУРа в СП», — сообщил пресс-секретарь председателя правительства Евгений Харламов.
Вице-президент УБРиР Алексей Икряников (задолженность АМУРа перед УБРиРом — 243 млн рублей. — «Ъ») пояснил, что банк не может себе позволить ждать возврата долга 12 лет. «У нас нет, в отличие, например, от тех же госбанков, возможности привлечения дешевых и длинных ресурсов. К тому же, как было озвучено в ходе судебного процесса, по итогам которого принято решение о введении на АМУРе конкурсного производства, за полтора года внешнего управления текущая задолженность завода увеличилась на 130 млн рублей. Это уже привело к сокращению доли удовлетворяемых требований кредиторов», — пояснил господин Икряников. По его мнению, оптимальным вариантом может быть конкурсное производство: продажа имущества предприятия стороннему инвестору. «Например, одному из производителей китайских автомобилей», — добавил он. Получить комментарий ВТБ «Ъ» вчера не удалось.
Отраслевые аналитики сомневаются, что заявленные мощности будут отвечать запросу рынка сбыта. «В 2011 году в России было продано 17,9 тыс. автомобилей Lifan, рынка сбыта для 120 тыс. автомобилей у нас нет, потому что для них необходимо устраивать сервис-центры. Более реальный объем — 60 тыс. автомобилей через 12-15 лет», — считает аналитик инвестиционной группы «Атон» Михаил Пак. С ним частично согласен аналитик ИК «ВТБ-Капитал» Владимир Беспалов. «В ближайшее время рассчитаться с кредиторами АМУРу будет трудно, потому что на данном этапе нужны инвестиции, чтобы вывести проект на окупаемость, только потом СП начнет зарабатывать деньги. К тому же, у китайского автопрома есть проблемы с дистрибуцией и сервисным обслуживанием. Lifan необходимо выстраивать эту цепочку, чтобы продукция успешно реализовывалась на российском рынке и имела конкурентные преимущества, помимо низкой цены», — заключает господин Беспалов.
Прочитать материал полностью:
www.kommersant.ru/doc/1876844