Факт распространения ООО «НЕККО» сведений негативного характера об ООО «Нефтепромсервис-Пермь» подтвержден апелляционным судом
УрБК, Екатеринбург, 03.02.2012. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность привлечения Свердловским УФАС России ООО «НЕККО» к административной ответственности.
ООО «НЕККО обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Свердловского УФАС России о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 тыс. рублей и его отмене. Суд в удовлетворении требований обществу отказал.
Ранее, 2 сентября 2010 года, Свердловское УФАС России признало в действиях ООО «НЕККО» факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 14 закона о защите конкуренции, выразившегося в распространении ложных сведений негативного характера о конкуренте ООО «Нефтепромсервис-Пермь» в письмах, направленных ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «ТНК «Нижневартовск».
УФАС в процессе рассмотрения материалов дела установило, что ООО «НЕККО» и ООО «Нефтепромсервис-Пермь» являются конкурентами на одном товарном рынке предоставления услуг гидромеханической щелевой перфорации скважин в пределах одних географических границ. В период с ноября 2009 года по март 2010 года общество распространило в адрес нефтегазодобывающих компаний письма, содержащие информацию о подделке ООО «Нефтепромсервис-Пермь» разрешения на применение оборудования — двухстороннего перфоратора гидромеханического щелевого — и о нарушении ООО «Нефтепромсервис-Пермь» патентных прав компании. При этом в указанных письмах содержалась информация о том, что выполнение работ ООО «Нефтепромсервис-Пермь» первой серией перфораторов является незаконным и предполагает низкое качество работ.
Свердловским УФАС России было установлено, что указанные в письмах сведения о конкуренте являлись ложными. Компании было выдано предписание о прекращении в срок до 01.11.2010 г. нарушения антимонопольного законодательства, восстановив положение ООО «Нефтепромсервис-Пермь», существовавшее до нарушения, путем направления опровергающих писем потребителям продукции, в адрес которых ранее были направлены письма, содержащие ложную информацию об ООО «Нефтепромсервис-Пермь», или иным образом, необходимым и достаточным для прекращения нарушения антимонопольного законодательства, и представлении в Управление письменных доказательств исполнения предписания в срок до 05.11.2010 г.
7 октября 2010 года ООО «НЕККО» обратилось в Свердловское УФАС России с ходатайством о продлении срока исполнения предписания. Ходатайство было удовлетворено, срок исполнения предписания продлен до 01.12.2010 г. Однако 25 ноября 2010 года ООО «НЕККО» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления.
Решением арбитражного суда в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 г. решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения, а жалоба Общества — без удовлетворения. Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2011 г. судебные акты оставлены без изменения, а жалоба Общества — без удовлетворения.
В свою очередь, Свердловское УФАС России квалифицировало действия Общества как неисполнение предписания и привлекло к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 200 тыс. рублей по следующим основаниям.
Во-первых, предписание должно было быть исполнено в срок до 01.12.2010 г. Обжаловано оно было 25.11.2010 г., и, соответственно, его действие было приостановлено. Поскольку решение суда, которым предписание Управления по делу было признано законным, вступило в законную силу 25.05.2011 г, предписание должно было быть исполнено Обществом в срок до 31.05.2011 г.
Во-вторых, компания направила в адрес ОАО «ТНК «Нижневартовск», ОАО «Удмуртнефть» и ОАО «НК «Роснефть» письма, указывающие на то, что информация в письмах, ранее направленных этим юридическим лицам, в результате своей проверки не нашла документального подтверждения.
Согласно ст. 44 закона «О средствах массовой информации» в опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации. Вместе с тем, в представленных обществом письмах не указано, какие именно сведения не соответствовали действительности, а также не указано, что эти сведения касались ООО «Нефтепромсервис-Пермь», что ранее распространенные им сведения не соответствуют действительности, то есть являются ложными. Указанная в данных письмах информация по смыслу не соответствует фактическим требованиям предписания Свердловского УФАС России.
«Суды подтвердили, что поведение общества свидетельствовало о том, что оно не намерено было восстанавливать положение конкурента, существовавшее до нарушения, как того потребовало Свердловское УФАС России, а отделалось отписками, то есть, по сути, уклонилось от исполнения предписания. Применительно к вопросу о вредных последствиях неисполнения предписания органа власти суд отметил, что они состоят не только в демонстрации пренебрежительного отношения к исполнению своих публично правовых обязанностей, но в подрыве авторитета как самого контролирующего органа, так и в целом всей системы государственных органов исполнительной власти, реализация функций которых обеспечена неотвратимостью применения мер государственного принуждения (в том числе мер административного воздействия)», — отмечают в УФАС.
«Ситуация, когда правонарушитель, будучи изобличенным и привлеченным к административной ответственности, избегает назначенного ему наказания, он дискредитирует базовое условие четкой и безотказной реализации одной из главных задач административного права», — заключили в ведомстве.