Обзор прессы
02.12.2011

«Областная газета» и Виктор Владимиров: Шопинг у монитора

Количество интернет-магазинов в Екатеринбурге по итогам 2011года удвоится и приблизится к тысяче.

Такой прогноз дала рабочая группа по удаленной торговле Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ на «круглом столе» «Рынок удаленной торговли в России: роль и место в региональных экономиках».

«Мы пришли к выводу, что на фоне роста всего рынка торговли Свердловской области — по объему розничной торговли регион занимает первое место в Уральском округе и третье среди субъектов РФ — более высокими темпами растет рынок внемагазинной торговли прогрессивных форм, то есть интернет-торговля, прямые продажи, торговля по каталогам», — отметил ответственный секретарь рабочей группы Александр Чекарев. Уже на 1 ноября 2011 года, по словам ведущего специалиста Комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Яны Бондаренко, число объектов электронной коммерции составляет 987 магазинов, тогда как на 1 января в городе действовало 428 интернет-магазинов. Она отметила, что в 2010 году прирост объектов интернет-торговли был не столь впечатляющим — в прошлом году появилось всего 112 электронных магазинов.

Прогрессивная форма

Примерно в тех же темпах, что и число магазинов, в Екатеринбурге растет и ёмкость рынка электронной коммерции. По оценке директора крупнейшего в регионе интернет-магазина «Е96» Бориса Лепинских, емкость рынка интернет-продаж бытовой техники и электроники — одного из лидирующих сегментов торговли через интернет — составляет в Екатеринбурге около 4 миллиардов рублей в год. «По итогам 2011г. этот сегмент рынка возрастет более чем на 80 процентов, а в 2012году удвоится. Рынок интернет-магазинов Екатеринбурга еще несколько лет будет сохранять высокие темпы роста, в отличие от замедляющегося московского», — высказал свою экспертную оценку Борис Лепинских.

По данным Комитета по товарному рынку города, приличную долю в Екатеринбурге занимает продажа через интернет бытовой техники (действует 47 магазинов), компьютерной (78 магазинов), автомобильных товаров (59), средств связи (27), товаров для спорта, отдыха, туризма (21 магазин). Более чем в 3 раза за 10 месяцев 2011г. возросло в городе число магазинов по доставке еды и напитков — с 15 на начало 2011г. до 49 к настоящему времени, одежды и обуви — с 13 до 44. «Активное развитие сейчас получают оптовые интернет-магазины, что обусловлено большим числом оптовых компаний в городе» — подчеркнула Я. Бондаренко. Впрочем, не надо думать что Екатеринбург является в стране каким то торговым феноменом, эти тенденции полностью соответствуют общероссийским. За последние 6 лет наибольший прирост среди всех секторов внемагазинной торговли продемонстрировала интернет-торговля — в 3,84 раза (с 50 миллиардов рублей в 2005г. до 192 миллиардов рублей в 2010 г.). В 2010 г. наибольшая доля внемагазинной торговли приходится на интернет-торговлю (49 процентов), второе и третье места делят прямые продажи и торговля по почте (по 24 процента) и, наконец, замыкает этот список торговля через автоматы (3 процента). За период в 2005–2010гг. оборот внемагазинной торговли увеличился в 2,96 раза и доля рынка такого вида розницы в структуре российского ритейла составляет 4,3 процента. Это пока меньше, чем в мире — 6 процентов, и еще меньше, чем в развитых странах — Германии и Франции, где этот показатель составляет 12 процентов без учета интернет-торговли.

Болезни роста

В интернет-торговле такие проблемы: слабость логистических систем и проблемы доставки; сосредоточенность аудитории, осуществляющей онлайн-покупки, в двух столицах; неразвитость платежных систем и отсутствие доверия у населения к предоплатным схемам. Кроме прочего, здесь сохраняется активное применение «серых» схем налогообложения и параллельного ввоза товаров. В почтовой торговле — отсутствие должной инфраструктуры и здоровой конкурентной среды на рынке почтовых услуг, отказ покупателей от схем предоплаты, а также высокая доля возвратов (до 10–20 процентов).

Безусловно, что все эти проблемы проявляются в большинстве российских регионов, где развиваются данные формы торговли, в том числе на Урале. Так же надо разбираться с деятельностью недобросовестных компаний на рынке удаленной торговли. Один из способов решения проблемы — развитие саморегулирования.

Так, президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис считает, что стоит обратиться к опыту советского знака качества. В современной реальности это могло бы быть продвижение знака качества саморегулируемых организаций (СРО). Однако пока не ясно, в какой мере государство сможет поддержать программу популяризации качества профессиональных объединений. А президент Всероссийской Лиги защитников потребителей, директор Екатеринбургского муниципального центра защиты потребителей Андрей Артемьев особо подчеркнул, что к крупным добросовестным участникам рынка прямых продаж у потребителей претензий не возникает. «Замечаний к компаниям, входящим в Ассоциацию прямых продаж, нет», — отметил он, добавив, что члены ассоциации соблюдают отраслевой кодекс. При этом А. Артемьев уверен, что только силами правоохранительных органов с проблемой деятельности недобросовестных компаний не справиться. «Без широкого общественного участия ничего не получится. Необходимо просвещение потребителей по поводу их прав и способов защиты. При этом участники рынка должны вырабатывать критерии, какими признаками должен обладать участник рынка», — уверен А. Артемьев.

Достала доставка

Особого внимания заслуживают вопросы логистики, которые напрямую влияют на работу всех предприятий удаленной торговли. Президент Уральской логистической Ассоциации Сергей Шавзис привел неутешительные данные относительно доставки грузов по железной дороге. Так, с 2002 г., когда началась реформа железнодорожного транспорта и было создано ОАО РЖД, кардинально поменялась система транспортировки грузов.

«В 1998г. по России действовало 670 тысяч среднетоннажных контейнеров, которые могли доставить небольшой груз в самые удаленные уголки страны. Работало тогда же и 650 контейнерных пункта. Теперь мелкие отправки в вагонах РЖД уже 8 лет как отсутствуют. В стране осталось 43 тысяч среднетоннажных контейнеров, из них 15 тысяч используется для перевозки особых грузов, в том числе вещей военнослужащих. Контейнерных пунктов теперь 300, и они стремительно устаревают» — описывает ситуацию С. Шавзис.

В итоге сейчас частные транспортные экспедиторские компании вынуждены осуществлять сборные отправки грузов, что приводит к нарушению качества и условий доставки некоторых видов товаров. Еще одной следствие сложившейся ситуации — рост объемов транспортировки автомобильным транспортом, что приводит с увеличению пробок в городах и снижению скорости перемещения по городу.

Впрочем, есть и позитивные моменты: растет число складов класса А, что обеспечивает рост качества хранения грузов, заметил Сергей Шавзис. Но все же для интернет-торговли негативных факторов в логистическом звене больше, чем положительных. По словам Бориса Лепинских, на сегодня на Урале полный процессинг доставки «до порога» не может осуществить ни один оператор, в том числе и «Почта России». В итоге крупные интернет-магазины, сталкивающиеся в большим потоком обработки покупок, вынуждены осуществлять отправку самостоятельно. «Мы вынуждены выращивать все компетенции, и маркетинговую, и коммерческую, и логистическую. Нам приходится держать собственную службу доставки с мощностью обработки около 100 куб. м в день» — описывает ситуацию в области работы интернет-магазинов Урала Борис Лепинских. Как считает ведущий специалист Комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Яна Бондаренко, основная проблема в сегменте электронной коммерции в Екатеринбурге имеет двусторонний характер — это как недоверие покупателей к интернет-магазинам, так и незнание законодательства о защите прав потребителей со стороны руководителей интернет-магазинов. В этой связи комитет по товарному рынку намерен начать обучать представителей интернет-магазинов правилам работы на рынке, повышать их грамотность в области законодательства. «Администрация города постоянно мониторит ситуацию на потребительском рынке в сфере дистанционной торговли, выявляет проблемы, опрашивая потребителей. Эта информация доводится до предпринимателей с целью выработки совместных решений бизнеса и власти».

Прочитать материал полностью: http://oblgazeta.ru/news.htm?top_id=3230
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
25.11.2011 Директор интернет-магазина Борис Лепинских: На Урале полный процессинг доставки «до порога» сегодня не может осуществить даже «Почта России»

УрБК, Екатеринбург, 25.11.2011. «Для интернет-торговли негативных факторов в логистическом звене сегодня больше, чем ...

25.11.2011 В 2011 году число интернет-магазинов в Екатеринбурге выросло в два раза

УрБК, Екатеринбург, 25.11.2011. Если на 1 января 2011 г. в Екатеринбурге действовало 428 интернет-магазинов, то всего ...

07.05.2010 Marketing Service Group: Рынок электронной торговли в УрФО составляет лишь 8% от общероссийского рынка онлайн-продаж

УрБК, Екатеринбург, 07.05.2010. Количество пользователей Интернета в Уральском федеральном округе, как и в целом по ...

25.02.2010 Руководитель некоммерческого партнерства «Интернет-магазины Екатеринбурга» Александр Потапов: В Екатеринбурге по-прежнему совершенно не развита система продаж через Интернет продовольственных товаров

УрБК, Екатеринбург, 25.02.2010. «Заказывая товары в интернет-магазинах, люди стремятся к экономии времени и денежных ...

09.02.2010 Число интернет-магазинов в Екатеринбурге увеличилось до 310

УрБК, Екатеринбург, 09.02.2010. Специалисты администрации Екатеринбурга фиксируют развитие онлайн-торговли в ...