Обзор прессы
25.11.2011

«Уральский рабочий» и Елена Мационг: Гиганты и карлики

Какая судьба ждет Екатеринбург через 30 лет?

Увеличить население в 3—4 раза, а пассажиропоток в местном аэропорту не меньше, чем в 5 раз, — задача, кажущаяся почти фантастической. Но если Екатеринбург стремится стать полноценным игроком на поле мировой экономики, ему придется прыгнуть выше себя. Такой вывод можно сделать по итогам встречи с известным урбанистом, главным архитектором Барселоны и сегодняшним советником губернатора Свердловской области по стратегическому развитию Екатеринбурга Хосе Асебильо.

Прогнозы эксперта лишены иллюзий: мощного экономического развития в ближайшие 30 лет смогут достичь только города с населением не меньше 4—5 млн, остальные будут постепенно угасать, и не исключено, что превратятся в типично провинциальные. Наибольшие шансы у мегаполисов с населением более 10 млн. Таковы жесткие условия современного развития мировой экономики и новых вызовов социальных, порой непредсказуемых, изменений. Для рывка вперед и возможности выстоять в кризисы нужно сконцентрировать людские ресурсы.

— К 2040 году население Африки удвоится, в Азии оно вырастет на 60%, а в Европе и России уменьшится не меньше, чем на 5%, —это суровая реальность, — констатирует Хосе Асебильо. — Именно поэтому для укрепления позиций нужны мощные экономические центры. В России заданным параметрам по численности населения обладает пока лишь Москва, а этого крайне мало. На пути из Европы в Азию, между Лондоном и Шанхаем, таким центром мог бы стать Екатеринбург, — считает известный урбанист.

Но где взять столько людей? Хосе Асебильо уверен, что неконтролируемый рост городов должен смениться их качественным развитием, с концентрацией в крупных центрах людских ресурсов. К слову, то, что можно за несколько лет в разы увеличить пассажиропоток, население и число рабочих мест в отдельно взятом городе, доказал пример Барселоны. Во время подготовки к Олимпиаде транспортная схема там была настолько сильно перекроена, что годовой пассажиропоток в местном аэропорту увеличился в итоге с 6 до 32 млн. Между тем общеизвестно, что до 1992 года Барселона была типичным провинциальным городом, местами даже запущенным. Жалкий вид имела, к примеру, территория сегодняшней знаменитой пешеходной эспланады, под которой спрятаны современные транспортные коммуникации. Сегодня это одна из городских доминант.

Причем увеличение населения вовсе не означает, что мегаполису для этого нужно расползтись по необъятному полю, плодя пустыри близ жилых кварталов. Как раз наоборот — его интенсивное развитие обязательно должно происходить в существующих границах, без расширения площадей.

Причем к пресловутой точечной застройке это не имеет никакого отношения — принцип высокой компактности городской среды совсем не предполагает, что, екатеринбуржцы вынуждены будут сидеть друг у друга на головах. Это достигается за счет умелого создания комфортной, экологичной, по-новому устроенной социокультурной среды мегаполиса с удобной, современной схемой движения транспорта. Пример самых комфортных и при этом наиболее экономически успешных городов мира доказывает, что в них самая высокая плотность населения. Например, в Тель-Авиве, который Хосе Асебильо привел в качестве почти идеального города, сочетающего в себе экологичность и комфортность проживания. Или в Нью-Йорке, где архитекторы сумели настолько творчески переосмыслить подход к привычной, унылой среде, в которой жили люди, что создали, к примеру, парки там, где их, казалось, невозможно было создать, — скажем, вдоль железнодорожного полотна, идущего над землей. В Екатеринбурге, несмотря на кажущуюся скученность строений, плотность населения по мировым меркам пока очень низкая. Для сравнения, в Екатеринбурге она составляет 2891 человек на один квадратный километр, а на Манхэттене — 27394. Если сделать снимки Екатеринбурга и Перми из космоса и сравнить с Парижем или Барселоной, будет наглядно видно, сколько в уральских городах незаполненного или нерационально используемого пространства. В таких условиях экономически сложно создавать выгодные транспортные схемы. Но при этом, как считает Хосе Асебильо, у Екатеринбурга есть мощный потенциал, и он может получить толчок в развитии. Скажем, сегодня аэропорт Кольцово принимает 2 млн пассажиров в год, а должен — не меньше 10. Как этого достичь? Как один из путей — создание высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами-соседями — Пермью, Челябинском, Уфой. Это поможет в разы увеличить трафик. При этом скоростное сообщение с аэропортом должно обеспечиваться обязательно прямо из центра города. К слову, по признанию Хосе Асебильо, разговор о скоростном движении уже активно обсуждается на уровне аналитиков свердловского правительства, более того, отдельные решения уже приняты.

Конечно, современный город, куда стремятся люди, где им нравится жить, учиться и работать должен обладать уникальной архитектурой, которая максимально удовлетворяет этим запросам.

— Когда меня в Барселоне впервые спросили, что это за город — Екатеринбург, я, почти не задумываясь, ответил — это город между озерами. Здесь удивительно много водных пространств, здесь много света, но многие здания стоят, словно «отвернувшись» от воды. Нужно включить водные пространства в архитектуру, и это может стать неповторимой особенностью города. И еще очень важно сохранять связь времен — ценные исторические здания хранят память поколений, создают ту самую особенную ауру, благодаря которой коренные жители чувствуют свое родство с городом, а приезжие с ходу улавливают его дыхание. Этот социокультурный аспект очень важен, — отметил Хосе Асебильо.

К слову, в Барселоне во время подготовки к Олимпиаде было создано 140 новых общественных пространств и не разрушено при этом ни одного архитектурного памятника.

Увы, сегодня многие большие города, включая Москву, становятся все менее приспособленными для жизни людей. Когда утром нужно добираться на работу два часа и столько же — после, времени ни на что не остается, и это невольно размывает социальные связи, разрушает общественную среду. Город должен служить жителям, а не наоборот.

— Еще в 17 веке Шекспир, задаваясь вопросом, что такое город, ответил — это прежде всего люди, — эмоционально подчеркнул Хосе Асебильо, — сегодня слова классика звучат как никогда современно.

Развитым, современным городам, по убеждению эксперта, куда проще выстоять в сложные периоды, что доказал последний экономический кризис, только подчеркнувший новые условия конкурентного существования полисов в сегодняшнем мире. Развитые города в разы быстрее восстанавливаются после природных и техногенных катастроф.

— Жизнь в успешном городе подобна хорошему обмену веществ в организме, образно подметил Хосе Асебильо. — Если мы обедаем с девушкой в ресторане и едим одну и ту же еду, но она при этом весит 55 килограммов, а я — 85, это означает, что у нас разный обмен веществ. Так и метаболизм городов — у одних хороший, у других неважный. Значит, надо стремиться его исправить.

По мнению эксперта, «нормализовать обмен веществ» Екатеринбургу безусловно помогло бы проведение международной выставки ЭКСПО-2020. В том случае, конечно, если городу удастся выиграть конкурс заявок. Тогда город получит мощный энергетический заряд в развитии. Заживет совершенно новой жизнью. Ибо, по словам Хосе Асебильо, важно даже не столько само мероприятие, а что останется после него.

Прочитать материал полностью: http://ur-ra.ru/sc/pub_ur.php?pub_select=14985
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
09.07.2013 Генплан Верхней Пышмы разрабатывал бывший архитектор Барселоны

УрБК, Екатеринбург, 09.07.2013. Главный архитектор проектной мастерской AS office, бывший архитектор Барселоны Хосе ...

29.05.2013 Хосе Асебильо: Главные проблемы Екатеринбурга — транспорт и парковки

УрБК, Екатеринбург, 29.05.2013. Выступая на бизнес-форуме «Будущее города», экс-главный архитектор Барселоны, ...

20.05.2011 Исполнительный директор Медицинской компании ЮНИКС Павел Неверов: Предложения, озвученные в ходе бизнес-форума по стратегическому развитию городов, должны быть учтены руководством Екатеринбурга и области

УрБК, Екатеринбург, 20.05.2011. В Екатеринбурге и одновременно еще в 6 городах-миллионниках России состоялся ...

18.05.2011 Архитектор Барселоны Хосе Асебильо Марин: Главной «фишкой» в градостроительном развитии Екатеринбурга должны стать его водоемы

Екатеринбург с рабочим визитом посетил главный архитектор и глава совета по развитию городской инфраструктуры ...

11.03.2011 «Коммерсантъ» и Татьяна Дрогаева: Понастроили тут

Корпорация развития Среднего Урала подписала соглашение о разработке проекта развития Екатеринбурга с главным ...