Председатель правительства РФ Владимир Путин утвердил перечень приоритетных инвестиционных проектов в Уральском федеральном округе. В список вошли 25 предложений из шести субъектов УрФО. Несмотря на свою уже шестилетнюю историю и статус «проекта партии «Единая Россия», «Урал промышленный — Урал Полярный» в перечень не попал. Напомним, ранее российский Минфин отказал «УП-УП» в бюджетном финансировании на 2012 г. Идея освоения севера все больше напоминает советскую утопию, нежели российскую действительность.
«Общая стоимость проектов — около полутора триллионов рублей. Проекты перечня в целом определяют специализацию УрФО как территории диверсифицированного развития металлургического и добывающего производства, нефтехимии и нефтепереработки, а также реализации комплексных инвестиционных проектов, в том числе по созданию инновационных технопарков», — заявили в Минрегионе, отвечавшем за формирование перечня.
То, что «Урал промышленный — Урал Полярный» в список не попал — далеко не первый тревожный звоночек для проекта. Инвестиционная идея пробуксовывает фактически с самого своего зарождения — с 2005 г.
Напомним, фактически «УП-УП» — это проект железной дороги вдоль восточного склона Урала от Ивделя до Салехарда и нанизанная на нее промышленная инфраструктура, ориентированная на освоение месторождений полезных ископаемых. В 2007 году проект прошел главгосэкспертизу, и было решено, что в рамках проекта будут построены железнодорожные линии Салехард — Надым, Полуночное — Салехард, мосты через р. Обь и Надым. Однако в результате проведенных геологоразведочных работ на территории Северного, Приполярного и Полярного Урала прогнозные объемы полезных ископаемых подтверждены не были, и финансирование «Комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы «Урал промышленный — Урал Полярный» на 2010–2015 гг.» было приостановлено.
Новую путевку в жизнь проект получил после смены президента, когда в 2010 году Дмитрий Медведев утвердил строительство Северного широтного хода Обская — Коротчаево — магистраль протяженностью 707 км предполагается проложить к 2015 году. Ориентировочная стоимость строительства — 150 млрд. рублей. Первым шагом должно было стать строительство моста через реку Надым (инвестиции — порядка 14 млрд. рублей), однако и здесь возникли проволочки: корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный» несколько раз переносила старт строительства. В итоге начало возведения моста (сентябрь 2011 г.) удивительным образом совпало с решением федерального Минфина об отказе финансирования проекта «УП-УП» в 2012 г.
Сейчас капсула времени, установленная вместо первого камня, как нельзя лучше символизирует промышленно-полярный долгострой: в то, что Северный широтный ход будет готов через пять лет, верится с трудом — чиновники отказываются выкраивать на это средства из федерального бюджета. Окончательная стоимость проекта — не менее 236,7 млрд. рублей, но правительство не подтвердило пока его эффективность. Минфин РФ, ссылаясь на мнение экспертного управления администрации Президента РФ, признал проект «УП-УП» «очень затратным» и «нецелесообразным к реализации».
По неофициальной информации, идеологи «УП-УП» с особенным энтузиазмом восприняли информацию об отставке «прижимистого» главы Минфина Алексея Кудрина. Возможно, его сменщик (или сменщица) к уральскому проекту будут более благосклонны. Впрочем, пока об этом ничего не говорят.
Неуверенный ход проекта прямо отражается на рабочих, уехавших осваивать новую целину. В первую очередь «УП-УП» рассчитан на освоение месторождений нефти и газа, однако в целом перечень полезных ископаемых, которые должны были добываться в регионах УрФО, достаточно широк. Так, например, на Ямале планируют приступить к освоению золотоносной жилы. Но пока будущие золотодобытчики Ямала живут во времянках — и это в условиях вечной мерзлоты.
При этом чиновники напирают на «социальность» проекта. И действительно, рассматривать «Урал промышленный — Урал Полярный» с позиций окупаемости или подходить к нему с позиций «эффективного менеджмента» невозможно: там нет чукотского золота, норильского никеля, удоканской меди. Уголь — и тот бурый. Обычные среднестатистические месторождения. Поэтому вся ответственность за судьбу проекта ложится на государство, которое сегодня не в состоянии вытянуть свою же собственную инициативу.
Будет ли новый полпред Евгений Куйвашев по примеру своих предшественников цепляться за набившие оскомину четыре слова или официально признает несостоятельность проекта? Последние события, связанные с запуском линии «Северная — БАЗ» свидетельствуют о том, что полярный долгострой стал уже чем-то вроде любимого плюшевого мишки, без которого уральские чиновники не могут спокойно спать.
Полина Мудрова