В свердловский закон об оказании социальной помощи готовятся внести поправки. В правительстве, инициировавшем изменения, подчеркивают, что данный акт «направлен на улучшение материального положения малоимущих граждан». При этом, что удивительно, дополнительных бюджетных расходов на реализацию закона не требуется: чиновники откровенно заявляют, что число получателей госпомощи сократится. В целом экономия бюджетных средств после принятия закона может составить до 300 млн. рублей. Совпадение или нет, но ровно в такую же сумму казне обошлась подготовка заявки Екатеринбурга на «ЭКСПО-2020».
Напомним, вся социальная поддержка от государства с 2007 года регулируется в Свердловской области законом о государственной социальной помощи № 126-ОЗ. Размер ежемесячной выплаты бедным — 350 рублей, причем эта сумма не индексировалась с 2008 года. В то же время расходы на бедность растут: 892,5 млн. рублей в 2010 году и 987 млн. рублей — в 2011-м.
Очевидно, что количество малоимущих в области с каждым годом увеличивается. Сократить это число можно, подняв заработную плату или обеспечив людей рабочими местами. Вместо этого чиновники предлагают «почистить» списки нуждающихся и убрать оттуда всех, кто незаконно присвоил себе статус малоимущего. С 1 июля 2012 года малоимущая семья, имеющая среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума (на IV квартал 2011 года он составляет 6971 рубль), или одиноко проживающий бедняк-уралец будут строго оцениваться правительством на предмет соответствия бедности.
«Чтобы определить, достоин ли бедняк соцгарантий от государства, чиновники, решившие посудить и пооценивать, разработают перечень причин. Закон ударит главным образом по трудоспособным, тем, кто работает, но получает мизер. В прошлом году таковых оказалось более 35 тысяч человек. Из них львиная доля — почти 25 тысяч — сотрудники образовательных учреждений. В здравоохранении таких работающих нищих почти пять тысяч, в учреждениях культуры — более четырех тысяч», — объясняет ситуацию областной депутат Георгий Перский.
Пока право на ежемесячную выплату имеют те категории граждан, которые получают ниже прожиточного минимума «по независящим от них причинам». В 2010 году таких получателей было 187 с половиной тысяч человек, включая членов семей. Около 40% малоимущих проживает в сельской местности — чиновники в эту цифру не верят.
«Сейчас они хотят всех проверить на соответствие и снять выплаты, потому что им кажется, что 40% малоимущих на селе быть не может. Они не думают о том, что там безработица массовая и люди вынуждены выживать — выходит, они по объективным причинам попали в сложную ситуацию. Например, в Ирбитском районе 1600 человек стоят на бирже официально, при этом есть только 130 вакансий, производство практически полностью разрушено. В Тавде уже ничего нет: лесозавод разграблен, гидролизный уничтожен. Где работать? Снять эти 350 рублей — это поставить их на грань голодной смерти. Дайте людям работу, а потом снимайте пособие. Этот закон — очень опасная штука», — уверен депутат Владимир Герасименко.
Еще одна изюминка касается выплат на газификацию. Сегодня малоимущие пенсионеры, пожелавшие иметь в своих частных домах газ, могут получить единоразовую денежную помощь из федерального бюджета, а также компенсировать 90% своих затрат из областного. Поправки закрепят за стариками гарантированное право выбора: либо то, либо другое. Неискушенные в вопросах российского законодательства и правоприменения пенсионеры могут предпочесть живые деньги, а это 35 тысяч рублей, что как минимум в два раза меньше истинной стоимости подключения к трубе.
Противники проекта отмечают: правильнее было бы компенсировать 90% от затрат, а не выставлять фиксированную сумму (35 тысяч рублей), потому что компании выставляют несоизмеримо большую стоимость подключения газа: от 70 до 100 тысяч рублей.
«Эта возможность выбора подставляет людей, это неправильно. Если малоимущий возьмет денежную выплату, он никогда не добавит к ней еще столько же собственных средств», — отмечают представители оппозиции.
При этом области срочно необходимо оптимизировать 57 социальных выплат, ведь только на то, чтобы каждая служба предъявила потребителю свои платежки, областной бюджет тратит в год 1 млрд. рублей. Уменьшению расходов по доставке может способствовать единая денежная выплата, однако пока оптимизация коснется лишь принудительного сокращения количества нуждающихся, а именно работающих и трудоспособных граждан.
Примечательно, что на этом можно сэкономить около 300 миллионов рублей — именно такую цену область заплатила за заявку Екатеринбурга на «ЭКСПО-2020», и по всем законам жанра выплачивать долг будут самые незащищенные слои населения.
Полина Мудрова