Обзор прессы
16.11.2011

«Уральский рабочий» и Андрей Морозов: Охота к перемене мест

Ее выказывают предприятия во многих крупных городах

Коснулся этот процесс и Екатеринбурга, где из-за передислокации завода по обработке цветных металлов, «Уралтрансмаша», «Уралобуви» и других освободилось около 30 площадок. Как отметил глава городской администрации Александр Якоб, их переезд — это «естественный процесс, давления власти не было». Как говорится, бизнес, ничего личного. Для собственников предприятий выгодно поменять прописку, так как земля в центре города дорогая, и продолжать здесь производство накладно. В выигрыше оказывается и население городов.

Выписаться и выиграть

Стоит напомнить, что вопрос о выносе промпроизводств за городскую черту или хотя бы из исторического центра, в Екатеринбурге поставлен давно и прописан в Стратегическом плане развития города. Причин тому — две. Во-первых, мегаполис испытывает острейшую нехватку земли, она нужна как под жилищное офисное строительство, так и под объекты транспортной инфраструктуры, парки и проч. Кроме того, даже самое чистое и современное производство в городе создает серьезную экологическую нагрузку и угрозу.

В старом заводском Екатеринбурге заводов в центральной части хватает более чем. Ведь когда-то город был совсем маленький, и то, что когда-то было «фабричной окраиной», сейчас едва ли не центр. Например, в XIX веке завод Ятеса располагался у самой городской черты. А сегодня это район ул. Свердлова — Шевченко. Сыграла свою роль эвакуация военных лет, когда было не до высоких соображений, приехавшие заводы и учреждения рассовывали куда попало. Потом, конечно, было несколько десятилетий, чтобы их расселить, но часто «как-то руки не доходили». В итоге, например, завод «Промсвязь» до самых недавних пор размещался в старых домах на углу ул. Радищева — 8 Марта, где в годы войны размещался Радиокомитет, и откуда вещал товарищ Левитан. Более того, уже в спокойные послевоенные годы цеха для относительно чистых производств продолжали возводить в городе…

В столице Урала процесс переезда промпредприятий за черту города ускорит подготовка к проведению этапа чемпионата мира (ЧМ) по футболу в 2018 году. В частности, на днях обсуждалась «расчистка» прилегающей к Центральному стадиону территории для улучшения транспортной доступности этого одного из основных объектов будущего ЧМ. Возрастает потребность в новых земельных участках и в связи с заявкой Екатеринбурга на право принять Всемирную универсальную выставку Expo-2020. В каких-то случаях заводы покидают насиженные места добровольно, в каких-то — под настойчивым нажимом власти. Они получают несомненный бонус: за дешевый участок земли им приходится платить меньшие налоги.

Новая жизнь старых заводов

Наиболее нагляден в этом плане Екатеринбургский завод ОЦМ (ЕЗОЦМ) Его основная продукция — сетки из драгметаллов для использования в химических процессах — востребована и конкурентоспособна. Но есть необходимость диверсификации производства, установки нового оборудования, соответствия ужесточенным экологическим требованиям.

К тому же совсем недалеко, в Верхней Пышме, находится завод химических реактивов, располагающий большой промплощадкой, где места хватит двум предприятиям, и входящий с ЕЗОЦМ в одну промышленную группу. Да и их общий хозяин в лице ФПГ «Ренова» достаточно финансово состоятелен, дабы в случае необходимости подкинуть средств на переезд. Потому как это удовольствие из недешевых, и в данном случае обошлось в несколько миллиардов рублей. Но, как говорится, игра стоила свеч — перебазирование, занявшее три года, позволило кардинально обновить оборудование.

На старом же месте, насколько нам известно, прежние здания и сооружения будут снесены. И вместо них будет воздвигнуто нечто вроде делового центра или элитное жилье. Причем в качестве инвесторов выступят подразделения «Реновы», у которой есть и соответствующий опыт, и нужные средства. А расположение позволяет надеяться на быструю окупаемость вложенных капиталов.

Но такое удачное стечение обстоятельств случается крайне редко. Обычно же бывает, что предприятие является банкротом, продукция его никому не нужна, а отношения между собственниками юридически запутаны. Естественно, что денег на переезд у него нет. А если оно ликвидируется или хочет продолжить свою деятельность после реструктуризации на том же месте, но на меньшей территории, то не в состоянии профинансировать работы по обеспечению привлекательности промплощадки для инвесторов. И все эти тяготы должны взять на себя местные власти. Как это произошло в Москве с автомобильным заводом имени Лихачева (ЗИЛ).

ЗИЛ и его университеты

Завод в долгах, как в шелках, и в прошлом году был установлен очередной антирекорд: выпущено 1200 грузовиков и пять автобусов. И зарплата при этом была в три раза меньше средней по Москве. Полузаброшенные цеха поглянулись киношникам — на фоне запустения без дополнительных декораций снимались малобюджетные боевики. Так что столичной мэрии пришлось взять ЗИЛ под свое крыло, выкупив 64% акций.

В то же время предприятие занимает территорию площадью 275 гектаров, что сравнимо с бывшей ВДНХ. В нынешнем состоянии квадратный метр заводской площади стоит 1 тысячу долларов с возможностью роста более чем в два раза. И если учесть, что в Москве уже давно не хватает участков для застройки, то нужно было понять, как рационально использовать новые площадки.

По мнению управляющего партнера Blackwood Константина Ковалева, на индустриальных территориях «нужно реализовывать более масштабные проекты, чем обычные жилые комплексы». «С точки зрения развития города территории заводов — это большой потенциал. На территории ЗИЛа с заявленным объемом инвестиций можно построить порядка трех млн кв. метров помещений», — отмечает К. Ковалев

Как решил мэр Сергей Собянин, «это будет территория инновационного развития. В частности, здесь собираются разместить ряд университетов: Высшую школу экономики, Международную школу экономики и другие вузы. И в результате должно появиться нечто напоминающее западные кампусы: учебные корпуса, общежития, спортивно-оздоровительные и досуговые объекты — все в комплексе. Аналогичные университетские городки предполагается строить и на других свободных заводских территориях. Причем делаться это будет без привлечения бюджетных средств на деньги частных инвесторов. Взамен же застройщики получат высвобождающиеся вузовские помещения, которые могут использовать по своему усмотрению — под гостиницы, торговые центры и прочее.

Конечно, далеко не все так уж безоблачно. В частности, нужны серьезнейшие затраты на рекультивацию земель. Когда началось строительство в Екатеринбурге жилого комплекса «Бажовский» на месте шарикоподшипникового завода, выяснилось, что слой грунта несколько метров глубиной, буквально пропитанный машинным маслом и прочими индустриальными жидкостями, нужно просто куда-то увозить, а на это место привозить чистую породу. Но, так или иначе, процесс пошел. Заявляют о закрытии площадки «Трансмаша» в Железнодорожном районе (тот самый завод Ятеса), с Ботаники в Кольцово окончательно собирается съехать Уральский завод гражданской авиации. Самый же масштабный проект — перенос крупнейшей на материке железнодорожной сортировочной станции «Екатеринбург-сорт» в район села Сидельниково южнее Екатеринбурга.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
29.05.2013 На месте СИЗО № 1 во время Чемпионата мира по футболу будет организована парковка

УрБК, Екатеринбург, 29.05.2013. В случае выноса СИЗО № 1 из центра Екатеринбурга, на его месте во время Чемпионата мира ...

02.03.2012 Председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин: антикризисные комиссии должны появиться в каждом городе

УрБК, Екатеринбург, 02.03.2012. Комиссии по содействию устойчивой деятельности предприятий должны появиться в каждом ...

13.12.2011 С глаз долой: девелоперы вытесняют последние заводы из центра Екатеринбурга

С глаз долой: девелоперы вытесняют последние заводы из центра Екатеринбурга ...

21.10.2011 ГК «Ренова»: Строительство бизнес-центра на месте бывшего завода ОЦМ в Екатеринбурге начнется, когда рынок начнет оживать

УрБК, Екатеринбург, 21.10.2011. На месте бывшего завода ОЦМ в Екатеринбурге появится бизнес-центр класса А. Об этом ...

21.10.2011 ОАО «Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов»: Переезд из центра Екатеринбурга в Верхнюю Пышму не прошел для нас бесследно

УрБК, Екатеринбург, 21.10.2011. Переезд из центра Екатеринбурга на площадку Уральского завода химических реактивов (В. ...