С тех пор как правосудие в России стало электронным, прошел год. Первые итоги новации сегодня подводили в Екатеринбурге. Как оказалось, технологические изменения системы не повлекли за собой более глубинных ее изменений: бизнес на Урале не становится честнее и прозрачнее, а значит и работы у арбитражей в ближайшее время меньше не станет.
С 1 ноября 2010 года в системе арбитражных судов появилась возможность любой процессуальный документ подать в электронном виде. Служители Фемиды отмечают: новое правосудие упростило и ускорило их работу. Вот только исков при этом меньше не стало.
«Основная цель электронного правосудия — обеспечить публичность и доступность правосудия. Сейчас любой процессуальный документ, исковую жалобу например, можно подать в электронном виде. Для бизнеса данная форма взаимодействия стала очень удобной», — сообщила заместитель председателя Высшего арбитражного суда РФ Татьяна Андреева на пресс-конференции в Екатеринбурге.
«В кризисные 2009–2010 годы было много дел — в Екатеринбурге на одного судью приходилось 82 дела в месяц, в Москве и того больше — 100 дел. Для судей даже был выпущен запрет: не ночевать в суде. Сейчас в столице Урала у судей 15,6 дела в месяц по нормативу, реально — 60 дел», — сказала председатель Федерального арбитражного суда Уральского округа Ирина Решетникова.
Татьяна Андреева сегодня признала: сомнения по введению электронного правосудия были.
«Идея публичного размещения судебных актов возникла давно. Но, по правде сказать, мы не хотели показывать своих юридических, а порой и грамматических ошибок. Думали о том, что что-то придется из документов вымарывать. Судебный акт сам по себе очень ценен — почитал его, и все понятно. Здесь очень важна правовая позиция. Для начинающих юристов это очень полезно — открыть сайт, почитать эти документы и посмотреть, как на практике развивается современная юриспруденция», — считает Т. Андреева.
При всех возникающих сомнениях, Уральский федеральный округ в техническом плане был готов к нововведениям. По этой позиции наш регион оказался в лидерах наряду с Санкт-Петербургом и Москвой.
«Вашим юристам надо отдать дань уважения. Да и информационные технологии в регионе на высоком уровне», — отметила Т. Андреева.
Обе защитницы закона не исключают общение с Фемидой посредством Skype в ближайшем будущем. Уже сегодня заинтересованные лица могут зарегистрироваться на сайте, и на мобильный телефон им будут приходить sms-сообщения о ходе дела.
Тревожными тенденциями специалисты называют отсутствие квалифицированной помощи и взаимное недоверие партнеров по бизнесу друг к другу.
«Есть большая разница, когда дело ведет адвокат и юрист из компании. Адвокат призван содействовать защите, с ним работать проще, тогда как юрист преследует цели компании — извлечение прибыли. Это сказывается на процессе. Юристы затягивают дела, просят перенести рассмотрение дела. Используют любые легальные способы. Одной из тенденций последних лет является неуважение партнеров по бизнесу друг к другу. А ведь без порядочности в деловом сообществе нельзя. На этом поприще суд должен оказывать воздействие на надежность деловых связей», — заявила Т. Андреева.
«Раньше можно было смотреть только информацию о банкротстве. Теперь все могут зайти на сайт и посмотреть, есть ли у твоего потенциального партнера другие дела, понять, стоит ли с ним связываться, и в итоге решить, насколько он надежен», — посоветовала И. Решетникова.
Основные мотивы для исковых заявлений — по-прежнему неплатежи.
«Пропорция гражданско-правовые дела и административные из года в год сильно не изменяется, в частности, в 2011 году это 64% к 36%, в 2010-м — 58% к 42%. В основном неплатежи являются мотивом для искового заявления. Растет и число гражданско-правовых споров. Много дел о банкротствах», — сказала И. Решетникова.
В перспективе уже просматривается рост числа экономических дел с участием иностранных лиц в связи с будущим вступлением России в ВТО.
«А вообще большое количество дел говорит о том, что мы принимаем правильные решения», — резюмировала Т. Андреева.
Оксана Морозова