Обзор прессы
01.11.2011

«Уральский рабочий» и Юрий Глазков: Не стадионом единым

Траспортная инфраструктура городов-кандидатов под пристальным взглядом экспертов.

В Екатеринбурге под эгидой Министерства транспорта РФ прошел международный семинар «Планирование транспортного обеспечения чемпионата мира по футболу 2018 года в России».

Руководитель оргкомитета чемпионата Алексей Сорокин предупредил, что сам факт проведения такого семинара в уральской столице вовсе не означает, что наш город уже вошел в окончательный список. Так что обольщаться раньше времени (до сентября 2012 года) не будем, но то, что екатеринбуржцам представилась возможность показать товар лицом, — это уже хорошо, благо показать есть что.

Мировые чемпионаты по футболу — турниры особого рода. По сложности организации перемещения больших масс людей они превосходят даже Олимпийские игры — там соревнования по 28 видам спорта проводятся в одном городе, здесь по одному виду, но в 9—12 городах. Главная проблема — непредсказуемость пассажирских потоков, начиная со стадии play-off. Одному богу известно, куда по результатам матчей в подгруппах поедет играть национальная команда голландцев или англичан, и куда, соответственно, ринутся толпы воодушевленных фанатов. Что касается команды-хозяйки, то, как показывает практика, ее турнирная судьба провоцирует еще более масштабные миграции.

Стало быть, все города, принимающие матчи, должны быть готовы не к статистически усредненным наплывам общественно активной публики, а к пиковым. Тем более что на одного обладателя билета на стадион обычно приходится трое безбилетников, рассчитывающих либо решить вопрос на месте, либо потусоваться перед большими экранами на площадях.

Требования ФИФА, подробно разобранные на семинаре, предполагают, в частности, что аэропорт должен быть способен пропустить 20 % от вместимости местного стадиона, то есть при 40-тысячнике обеспечить примерно 80 дополнительных взлетов и посадок в течение 10 часов до и 10 часов после матча. Аналогичные требования предъявляются к железнодорожному вокзалу плюс целый пакет нормативов, касающихся доставки к гостиницам и месту соревнований болельщиков, футболистов, официальных лиц, журналистов, спонсоров. Всего же по России с 8 июня по 8 июля 2018 года будут мотаться около миллиона только иностранных гостей, каждый из которых совершит, по статистике, от 3 до 14 перелетов или переездов.

Средства на обеспечение приемлемой транспортной инфраструктуры, понятное дело, потребуются немалые. Германия, где и так все хорошо, да и расстояния сравнительно невелики, потратила на это 3,5 миллиарда евро, ЮАР — 7 млрд, Бразилия, как ожидается, выложит 9,5 млрд.

С особым интересом участники семинара слушали доклады экспертов ФИФА — швейцарского профессора Филиппа Бови и австрийца Гернота Ляйтнера, которые поведали о ноу-хау других стран — организаторов крупнейших соревнований. Так, в дни пекинской Олимпиады власти ополовинили автомобильный поток, разрешив в четные дни движение только для автомобилей с четными номерами, в нечетные — наоборот. В Сиднее отказались от автопарковок для болельщиков: последний километр перед стадионом — зона общественного транспорта и пешего передвижения, в Афинах впервые появились на дорогах выделенные полосы для олимпийского транспорта, к чемпионату мира в Бразилии, где почти нет железных дорог, получит развитие система скоростного автобусного сообщения.

Большой опыт накоплен и в организации болельщицких потоков внутри города. То, что в огромном Берлине в зонах общественного просмотра матчей ЧМ-2006 единовременно собиралось до полумиллиона человек, не удивляет, а вот что 120-тысячный Инсбрук во время ЕВРО-2008 размещал на подобных площадках до 158 тысяч человек, что Берн выдерживал натиск 100 тысяч голландцев, — это уже сродни подвигу, к которому должен быть готов и Екатеринбург. Помимо зон просмотра нужны и так называемые фан-зоны, где болельщики будут обретаться в промежутках между матчами, места для ночлега, которые совсем не обязательно впоследствии станут гостиницами, маршруты для сообщения между этими зонами, стадионами, транспортными узлами и маршруты для шествий, обозначенные указателями, отраженные в буклетах на разных языках, и многое другое.

Кстати, по мнению экспертов, зачастую правильно говорить не о максимальных расстояниях между точками болельщицкого притяжения, а о минимальных. Скажем, станция метро вплотную к стадиону или фан-зона ближе полукилометра от вокзала — это плохо. Толпа должна рассосаться, это в том числе и вопрос безопасности.

Первый заместитель главы администрации Екатеринбурга Сергей Швиндт по этому поводу заметил:

— Оказывается, то, что мы считали недостатками нашей транспортной концепции, на самом деле является преимуществом. В соответствии с рекомендациями зарубежных специалистов нам надо будет организовать крупные пересадочные узлы в радиусе до двух километров от стадиона — это вполне согласуется с той комплексной транспортной схемой города, первый этап которой разработан применительно к району Центрального стадиона.

Более подробно о планах подготовки к чемпионату Сергей Владимирович поведал в своем докладе, ставшем «гвоздем» второго дня семинара. Выдвинув тезис о том, что Екатеринбург — один из немногих городов России, реально способных принять соревнования такого уровня, он последовательно его обосновал, вкратце упомянув и крупнейший региональный аэропорт страны, и развитый железнодорожный узел, которым посвящены отдельные доклады. Наибольшее же внимание было уделено планам строительства и реконструкции дорожных объектов, развитию общественного транспорта, который и сейчас перевозит ежегодно более 300 миллионов пассажиров, а в дальнейшем способен на большее. Так, по Генплану города протяженность трамвайных маршрутов должна вырасти с 81 до 145 км, троллейбусных с 83 до 190, автобусных с 190 до 561 км.

Конкретно к 2018 году муниципалитет планирует приобрести 418 трамваев, 191 троллейбус и 235 автобусов в современном низкопольном исполнении. А также запустить четыре станции второй линии метрополитена, две из которых расположатся на комфортном расстоянии от Центрального стадиона, и трассу скоростного трамвая до Академического. По подсчетам специалистов, только рельсовым транспортом можно будет в течение часа вывезти из окрестностей спортивной арены 60 тысяч человек. Тех же, кто предпочитает передвигаться на своих двоих, ждет разнообразие пешеходных маршрутов, в том числе по пойме Исети, где можно будет разместить фан-зоны.

Информация о возможностях Екатеринбурга впечатлила и Гернота Ляйтнера, уже посетившего почти все российские города, претендующие на проведение матчей. В эксклюзивном интервью для «УР» он выразил восхищение аэропортом Кольцово, отметил, что Екатеринбург обладает всеми необходимыми составляющими для проведения чемпионата мира и последующей интеграции построенных для него объектов в транспортную инфраструктуру города. На прямой вопрос о том, является ли наш город лучшим из кандидатов, искушенный эксперт ответил: «Одним из лучших».

Прочитать материал полностью: http://ur-ra.ru/sc/pub_ur.php?pub_select=14701
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
20.12.2013 Глава администрации Екатеринбурга принял участие в заседании общественного совета по реконструкции Центрального стадиона

УрБК, Екатеринбург, 20.12.2013. Глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб принял участие в заседании ...

06.06.2013 Фан-зона для болельщиков ЧМ-2018 может быть построена в ЦПКиО им. Маяковского

Руководители Администрации города Екатеринбурга провели объезд городских площадок, на которых возможно обустройство ...

06.06.2013 Фан-зона для болельщиков ЧМ-2018 может быть построена в ЦПКиО им. Маяковского

УрБК, Москва, 06.06.2013. Руководители Администрации города Екатеринбурга провели объезд городских площадок, на которых ...

28.10.2011 До 2018 года администрация Екатеринбурга планирует приобрести 418 трамваев, 191 троллейбус и 235 автобусов

УрБК, Екатеринбург, 28.10.2011. «В ближайшей перспективе планируется выполнить строительство и реконструкцию 85 ...

17.10.2011 Подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года обсудят в Екатеринбурге российские и международные эксперты

УрБК, Москва, 17.10.2011. Международные эксперты обсудят в Екатеринбурге вопросы подготовки российских городов к приему ...