Гарантий того, что Екатеринбург примет у себя матчи чемпионата мира по футболу 2018 года, нет. Об этом генеральный директор АНО «Оргкомитет «Россия-2018» Алексей Сорокин заявил сегодня в ходе семинара «Планирование транспортного обеспечения чемпионата мира по футболу 2018 года в России», проходящего в столице Урала. Два дня крупнейшие международные эксперты в области проведения крупных международных мероприятий, представители министерств и ведомств всех уровней, органов местного самоуправления будут обсуждать на семинаре транспортное обеспечение ЧМ-2018.
«Мы встречаемся сегодня в Екатеринбурге, но это не значит, что у этого города есть какие-то преимущества и ЧМ-2018 пройдет именно здесь. Финальный отбор городов-претендентов пройдет в сентябре 2012 года. На сегодняшней встрече мы просто рассматриваем транспортную концепцию на примере Екатеринбурга, но это ровным счетом ничего не значит, пусть хозяева на меня не обижаются», — заявил Алексей Сорокин.
Напомним, ЧМ по футболу в 2018 году, с 8 июня по 8 июля, пройдет в России, однако в каких городах, пока неясно. Заявку на проведение чемпионата подали от 13 регионов. Все города сейчас активно готовятся. Главными условиями проведения являются наличие стадионов, мест для размещения гостей, безопасность, и транспортное обеспечение столь крупного мероприятия остается наиважнейшей задачей.
Отсутствие надлежащей и качественной транспортной системы — основная проблема для многих стран, принимавших крупные международные мероприятия. Сейчас Бразилия готовится к ЧМ-2014, пытаясь разрешить тяжелую ситуацию с транспортом, большинство аэропортов страны на должном уровне до сих пор не готовы. Около 85% инвестиций направлено именно на решение таких проблем.
Как отметил профессор Швейцарского федерального института технологии Филипп Бови, в России, как и в Бразилии, в этом плане тоже есть над чем поработать. Главное — это неготовность аэропортов, поездов, общественного транспорта принять большое количество гостей и, конечно, огромные пробки.
«Я вчера прилетел в Екатеринбург. У вас хороший аэропорт, там хорошая пропускная способность и есть потенциал для развития. Но когда пришлось добираться до отеля по дороге... Скажу, что здесь, конечно, надо работать», — отметил Филипп Бови.
Международные эксперты поделились уже наработанным опытом решения вопросов транспортного обеспечения. Так, в Пекине были чудовищные пробки, однако китайское правительство сумело снизить плотность движения в два раза, разделив его по дням для четных и нечетных номеров автомобилей. В Афинах проблемы с пробками решили с помощью специальной дорожной полосы. Еще один рецепт — мотивировать население пересаживаться на общественный транспорт, создав более комфортные условия для его движения.
«Времени на подготовку очень мало. Нужно большое совместное планирование, не надо думать, что придет умный человек и все решит за вас. Нужно использовать передовой опыт транспортного планирования других стран, где проводились подобные мероприятия», — отметил генеральный директор транспортной дирекции Олимпиады Сергей Козырев.
«В других странах транспортные узлы очень хорошо продуманы. Вокзалы, аэропорты превратили в коммерческие площадки, разместив магазины, предоставив хорошие условия для отдыха. А ваши вокзалы — это только вокзалы, оснащенные маленькими киосками, и наверняка половина из них нелегальна. Нужно повышать качество услуг», — советует специалист по транспортному планированию Гернот Ляйтнер.
Другой проблемой являются сами болельщики, которых нужно где-то всех разместить, предоставить им хорошую инфраструктуру. Также необходимо учесть, что многие приезжают поддержать свои команды без билетов на матчи на руках — например, 20 тысяч голландцев или 40 тысяч корейцев. И такие варианты нужно обязательно принимать во внимание, советуют эксперты. Вообще, обычно безбилетных болельщиков почти в три раза больше, чем с билетами.
Гернот Ляйтнер напоминает и о зонах публичного просмотра, которые предполагают размещение больших экранов на улицах. Это позволит не только смотреть матчи, но и снизить нагрузку на стадион.
«Присмотритесь к опыту Солт-Лейк-Сити, где сделали олимпийскую деревню, — вы же не сможете увеличить количество гостиниц на Урале в три раза?» — отметил Филипп Бови.
Что касается стадионов, то по стандарту FIFA те, которые вмещают 40 тысяч болельщиков, предусмотрены для групповых турниров, 60 тысяч мест — для проведения полуфиналов, а 90 тысяч мест — для самих финалов.
По словам Алексея Сорокина, каждый город должен сам решить для себя, нужен ли ему большой стадион, будет ли он использоваться после чемпионата. Также он отметил, что пока в Екатеринбурге есть стадион только на 40 тысяч зрителей и ни полуфинал, ни финал здесь невозможен. А нужен ли большой стадион на 90 тысяч мест городу, если футбольная команда Екатеринбурга играет лишь в первом дивизионе?
Как отмечают эксперты в целом, на национальном уровне нужно много что сделать и для этого понадобится и поддержка общественности. Но в первую очередь подготовкой должно заняться государство.
Итак, пока никакой конкретики о преимуществах Екатеринбурга не озвучивалось, все города-претенденты рассматриваются одинаково. Эксперты советуют властям провести анализ пропускной способности своих аэропортов и вокзалов.
Бесспорно, для России ЧМ-2018 — большой шанс улучшить свою инфраструктуру и повысить имидж страны на международной арене.
Радует одно: формулировать типовые задачи подготовки транспортного комплекса всех городов-участников будут на примере Екатеринбурга.
Анастасия Куликова