Игроки рынка дорожного строительства скептически оценивают текущую ситуацию с ремонтом и запуском новых дорог. По мнению экспертов, денег в области на прорыв в этом вопросе нет и в ближайшее время не будет. И это несмотря на инициированный губернатором Мишариным дорожный фонд и недавно одобренную областным правительством программу «Уральская деревня». Для покрытия реальных потребностей региона в дорогах необходимо как минимум в два раза больше денежных средств.
«Дорожный фонд — это не панацея. Только на содержание и ремонт дорог нам нужно 20–22 млрд. рублей в год. Дорожный же фонд предусматривает финансирование в размере 10 млрд. рублей, это лишь частичное решение проблемы. Средств недостаточно. Прежняя власть еще в 2008 году поставила задачу: на финансирование дорожного строительства необходимо выделять 10% от областного бюджета. Тогда была рекордная сумма — было выделено 13 миллиардов рублей, что составляло 9,5% от бюджета. В 2009 г. было уже 4%, в 2010-м — 5%, в 2011-м — 6%. Естественно, при таком финансировании ожидать существенного изменения состояния дорог не приходится», — рассказал УрБК заместитель начальника Управления автомобильных дорог Николай Хамцевич.
Напомним, свердловский губернатор Александр Мишарин решил структурировать те крохи, которые сейчас выделяются на дороги, и собрать их в отдельный дорожный фонд. В соответствующем законе прописано, что формироваться фонд будет за счет акцизов на топливо, транспортного налога, субсидий из федерального бюджета и других источников. Предполагаемый объем фонда на 2012 год — около 10 млрд. рублей.
В рамках программы «Уральская деревня» в области за три года планируют построить 31 километр новых автомобильных дорог. Власти даже выносили программу на общественное обсуждение и в итоге утвердили ее концепцию на заседании правительства.
В качестве нового источника для финансирования дорожной инфраструктуры ряд экспертов называют строительство платных дорог. Идея не новая и периодически всплывает в чиновничьих кабинетах. Однако сами участники рынка относятся к возможной затее областного правительства без оптимизма.
«У нас есть конституционное право на свободу передвижения. Должны ли мы платить за него? Платные дороги возможны только как альтернатива, и это прописано в нашем законодательстве. «Автодор» сейчас пытается привести ряд дорожных трасс в нормативное состояние, чтобы впоследствии взимать плату за проезд. Про какую-то бесплатную альтернативу они при этом ничего не говорят. Вообще, платные дороги окупаются очень долго, их можно будет строить только там, где высокая плотность движения, например, Санкт-Петербург — Москва. Но я не уверен, что окупится, к примеру, дорога Екатеринбург — Челябинск. Платные дороги — это не решение проблемы», — заявил в Екатеринбурге представитель компании из Брянска, производящей асфальтоукладчики, Сергей Лужецкий.
Определенный оптимизм эксперты рынка высказывают лишь в отношении кадров. По словам представителей отрасли, в стране есть сильные подрядные организации. Но при этом существуют и фирмы-однодневки, которые портят всю дорожную картину. Скептически оценивая действующее сегодня саморегулирование, эксперты, впрочем, отмечают необходимость предквалификации дорожно-строительных подрядчиков.
В целом специалисты прогнозируют улучшение ситуации в дорожной отрасли лишь после 2014 года, когда прогнозируется увеличение финансирования.
Полина Мудрова