Для большинства предпринимателей Екатеринбурга (55%) главным стимулом начать собственный бизнес было желание работать на себя. Этот показатель ниже, чем в среднем по России, на 10%. Второй причиной стало желание зарабатывать больше — так ответили 43% респондентов. Таковы результаты исследования ВЦИОМ, в котором приняло участие 1,8 тыс. представителей малого бизнеса России.
Малый бизнес Екатеринбурга относительно молод: доля предпринимателей, которые начали свой бизнес в последние 5 лет, — одна из самых высоких среди опрошенных регионов — 39%, на 10% выше общероссийского показателя.
Молод — и самостоятелен. Согласно результатам исследования, 68% предпринимателей Екатеринбурга открыли бизнес на собственные сбережения либо совместные с партнерами средства, и только 11% предпринимателей ответили, что воспользовались займом у родственников или друзей. В среднем по России эти показатели — 64% и 20% соответственно. Отсюда следует вывод, что свердловские предприниматели более независимы, чем в других регионах, полагают социологи.
При этом Екатеринбург — российский лидер по числу предпринимателей, которые планируют сменить направление деятельности. 71% представителей малого бизнеса планируют развитие своего бизнеса. 35% из них будут развивать новые направления в дополнение к уже существующим, 23% планируют расширение за счет сети филиалов, 13% предусматривают расширение за счет приобретения нового оборудования.
Эксперты делают вывод: молодость бизнеса Екатеринбурга определяет более активные планы по развитию.
Также в столице Урала самый высокий процент предпринимателей, которые заявили, что в текущем году положение их бизнеса резко улучшилось, — 24%, средний показатель по России — 7%.
Предприниматели Екатеринбурга — завзятые оптимисты: 36% ожидают существенного улучшения финансового положения своего бизнеса в ближайшие 5 лет (в среднем по России — 14%). 32% ожидают незначительного улучшения состояния.
Специалисты отмечают: оптимизм — это прекрасно, но в этом есть серьезный риск завышенных ожиданий, что может плохо сказаться на бизнесе в том случае, если что-то пойдет не так.
Только 21% предпринимателей Екатеринбурга, так же как и по России в целом, хорошо знают о действующих программах поддержки малого бизнеса. Еще 26% ответили, что что-то слышали об этих программах. Эксперты полагают, что такие показатели требуют более активных коммуникаций с участием государства, банков, общественных фондов.
Также эксперты подчеркивают, что предприниматели Екатеринбурга активнее, чем их коллеги из других регионов, посещают различные специализированные конференции, семинары и форумы, но так же, как предприниматели в целом по России, руководители и собственники малого бизнеса в Екатеринбурге недооценивают необходимость получения новых знаний для дальнейшего развития бизнеса.
Результаты исследования ВЦИОМ говорят о том, что 62% предпринимателей Екатеринбурга не посещали различные образовательные семинары, форумы и конференции за последний год. По России этот показатель достигает 72%.
Большинство екатеринбургских предпринимателей не считают, что данные мероприятия полезны для них — 39%, этот показатель превысил среднероссийский на 10%. У 30% екатеринбуржцев просто не хватает свободного времени на образовательные программы. Однако те, кто готов расширять свои знания и навыки, отметили необходимость получения новых знаний в сфере управления финансовыми активами и кредитования малого бизнеса, — таких 19%.
Эксперты отмечают, что отсутствие потребности у предпринимателей в получении новых знаний в сфере развития бизнеса является общей проблемой для малого бизнеса РФ. В среднем каждый третий предприниматель считает, что уже достаточно осведомлен во всех сферах ведения своего бизнеса.
Сами предприниматели социологов благодарят, но в своих проблемах продолжают винить государство.
«К сожалению, государственная политика поддержки малого бизнеса очень непоследовательна и неэффективна. Ничего не делается. Нет законов ни о технопарке, ни об инновационной деятельности. Я за многие свои патенты не могу получить деньги», — посетовал президент НП «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области» Анатолий Филиппенков.
Ложку дегтя в общую бочку меда внес председатель некоммерческого партнерства «Комитет 101» Дмитрий Головин. По его ощущениям, мнение о жизненном и профессиональном оптимизме уральских предпринимателей сильно преувеличено.
«У нас не работает нормально ни милиция, ни суды. У нас отвратительное образование. Общественное настроение среди бизнесменов сегодня — это уныние и апатия. Все подумывают о том, чтобы уехать из страны. У нас в стране нет эмоционального фона для построения бизнеса», — резюмировал предприниматель.
Анастасия Куликова