Обзор прессы
30.09.2011

«Коммерсантъ» и Екатерина Соболь: «Авианова» долеталась до суда

Ситуация вокруг «Авиановы» обостряется. Лизинговая корпорация ILFC, которая с лета пытается забрать у перевозчика два самолета, подала к нему два иска, чтобы взыскать долги и арестовать воздушные суда. Если «Авианова» не урегулирует конфликт с ILFC, проблемы грозят всем российским клиентам западных лизинговых компаний, которые могут увеличить стоимость контрактов за счет высокого странового риска. ILFC же в крайнем случае имеет право просто вывести самолеты «Авиановы» из ирландского реестра, где они зарегистрированы, и перевозчик больше не сможет их использовать.

Как стало известно «Ъ», 15 и 16 сентября арбитражный суд Москвы принял два иска от дочерних структур американской лизинговой компании ILFC (ILFC Ireland Limited и ILFC Aircraft Limited) о взыскании с авиакомпании «Авианова» $1,76 млн и $1,65 млн просроченной задолженности по лизинговым платежам за два самолета A320. Также истцы потребовали арестовать самолеты и запретить Шереметьево предоставлять им взлетно-посадочные полосы, а Госкорпорации по ОрВД — разрешать пользоваться воздушным пространством. Но суд посчитал, что «заявленные обеспечительные меры фактически не связаны с предметом иска». Таким образом, вплоть до вынесения вердикта компания может продолжать эксплуатировать эту технику. Судебное заседание по первому иску назначено на 24 ноября.

«Авианова» перевезла в январе—августе 866 тыс. пассажиров (на 12% больше, чем за тот же период 2010 года). Занимает 12-е место среди российских перевозчиков и входит в пятерку крупнейших авиакомпаний на внутренних линиях.

Иски в московский арбитраж стали результатом возникшего летом конфликта ILFC с «Авиановой». Лизингодатель еще 26 июля направил авиакомпании письмо о необходимости выплатить до 3 августа долг по лизинговым платежам — $2,96 млн (по данным ILFC, «Авианова» перестала платить в декабре 2010 года). 3 августа, а затем 12 августа ILFC направила «Авианове» новые письма, требуя уже возврата А320 в Дублин. Однако авиакомпания ни одного требования ILFC не выполнила. С тех пор у «Авиановы» возникли проблемы и с остальными лизингодателями — RBS (три самолета) и ACG (один самолет). Перед ними тоже есть просроченная задолженность, и они уже официально потребовали ее погашения (то есть послали ноты, аналогичные письму ILFC от 26 июля).

Однако пока, заверили в «Авианове», все шесть самолетов эксплуатируются без ограничений и учтены в зимнем расписании. Источник в компании уточнил, что она пытается найти еще четыре самолета, чтобы соответствовать новым требованиям Росавиации для магистральных авиакомпаний (вступят в силу с января 2012 года). В августе ведомство продлило сертификат эксплуатанта авиакомпании, несмотря на проблемы с лизингодателями и просроченные долги. В Росавиации пояснили свое решение тем, что она получила «разработанную авиакомпанией программу восстановления ее платежеспособности до конца 2012 года, а также документы, свидетельствующие о привлечении займа в объемах, достаточных для осуществления операционной деятельности». О претензиях ILFC, уверяют чиновники, в Росавиации ничего не знают.

Одной из причин проблем «Авиановы» стал конфликт акционеров. Летом А1 (входит в «Альфа-групп», контролирует 51% перевозчика) сменила без ведома Indigo Partners (контролирует 49% авиакомпании) CEO «Авиановы» Эндрю Пайна (см. »Ъ» от 29 июня). Такое решение А1 приняла после аудита, проведенного в «Авианове», утверждает источник «Ъ», знакомый с историей конфликта. На время переговоров Indigo Partners и А1 приостановили инвестиции в компанию. За это время у перевозчика образовались долги перед поставщиками. Они, по данным «Интерфакса», достигали 1,5 млрд руб. По утверждению источника в авиакомпании, акционеры «уже договорились и возобновили инвестиции».

Тем не менее глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что самолеты ILFC необходимо вернуть. «Поддержку лизингодателю в этом должны оказать российские авиационные власти,— полагает эксперт.— В противном случае доверие лизинговых компаний к российским перевозчикам резко упадет. В контракты на самолеты для всех российских авиакомпаний начнут включать так называемые страновые риски, что существенно увеличит их стоимость». Источник «Ъ» в одной из зарубежных юридических компаний добавил, что ILFC как собственник может пойти на процедуру дерегистрации самолетов в ирландском регистре (они числятся именно там). Без этой регистрации самолеты (по международным нормам и нормам РФ) в принципе потеряют право выполнять рейсы.

Прочитать материал полностью: http://kommersant.ru/doc/1784058
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
10.01.2012 Лизинговая компания ILFC потребовала от ОАО «Владивостокавиа» прекратить эксплуатацию пяти самолетов Airbus

УрБК, Москва, 10.01.2012. Американская лизинговая компания ILFC потребовала от ОАО «Владивостокавиа» прекратить ...

03.10.2011 «Коммерсантъ» и Екатерина Соболь: Бесполетники

Один из немногих российских дискаунтеров — авиакомпания «Авианова» остановила продажу билетов и может прекратить ...

03.10.2011 Компания «Авианова» остановила продажу билетов

УрБК, Москва, 03.10.2011. Один из российских дискаунтеров — авиакомпания «Авианова» остановила продажу билетов и может ...

21.09.2011 Парк воздушных судов компании «Авианова» сократился на треть

УрБК, Москва, 21.09.2011. Лизинговая компания ILFC забрала у компании «Авианова» два воздушных судна из шести имеющихся ...

21.09.2011 «РБК daily» и Сергей Колобков: «Авианова» лишилась трети своего авиапарка

Лизинговая компания ILFC забрала у «Авиановы» два воздушных судна из шести имеющихся у перевозчика. Авиакомпания пока ...