На днях Минэкономразвития РФ обнародовало расчёты, из которых следует, что для перевода российской экономики на инновационные рельсы к 2020 году потребуется потратить почти 16 триллионов рублей. А в помещенных на сайте Минфина РФ «Основных направлениях бюджетной политики» планируется ежегодно выделять на модернизацию и инновации 1,8 триллиона рублей. Также сюда надо добавить инвестиции в модернизацию и инновации в рамках частно-государственного партнёрства. И понятно, что инновационные «реки» потекут в те регионы, где для них обустроят «русла».Корректировка траекторииОтметим, что названная сумма, которую вложат за ближайшие 10 лет, в полтора раза больше всех расходов бюджета текущего года и составляет 30 процентов нынешнего ВВП. Ежегодно же это должно быть где-то в районе 2 процентов ВВП. И после сравнения этой цифры с аналогичными показателями развитых стран становится понятна причина столь резкого наращивания инновационных трат. Так, в США расходы по статьям, аналогичным российским, больше 2,7 процента, в Японии — 3,4 процента. А у признанного европейского лидера в сфере инноваций — Финляндии — на них тратится больше всех — 3,7 процента ВВП. И результат налицо — шесть университетов этой маленькой страны входят в клуб лучших учебных заведений мира.
Кстати, и корректируемая сейчас «Стратегия-2020» предусматривает «перелом сложившейся в последние годы «инерционной» траектории инновационных расходов». А в качестве одной из целей поставлена задача довести среднюю зарплату в образовании до средней по экономике — в настоящий момент по официальной статистике она составляет 67 процентов. И если учесть, что в 2011 году МГУ имени Ломоносова вылетел из первой сотни международного рейтинга вузов, то это более чем своевременная мера.
Стоит также обратить внимание на совпадение со всем этим по времени избрания председателем совета директоров Российской венчурной компании (РВК) Рубена Варданяна. Последний, напомним, занимает такую же должность в пользующейся большим авторитетом инвестиционной компании «Тройка Диалог». В связке же с функционалом РВК, как одного из главных координаторов государственной политики в области инноваций, и составом учредителей: МЭР, Роснано и Сколково, являющиеся основными инновационными акторами, — всё это означает, что львиная доля вышеназванных 16 триллионов рублей будет распределяться именно через этот канал.
Исходя из чего особый интерес приобретает то, какой видит Р. Варданян свою миссию в РВК. По его словам, это «создание конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы в текущих экономических условиях за счет взаимодействия государственных институтов развития и частного бизнеса». А из дальнейших разъяснений стало понятно, что в списке приоритетов числится увеличение количества инновационных площадок в регионах.
Поэтому резонно присмотреться к тому, куда и во что РВК и ее учредители вкладывают сейчас деньги. Ну и, разумеется, понять, что в первоочередном порядке должна предпринять Свердловская область, дабы попасть в ближний круг претендентов на инновационные триллионы.
Площадок нужно много, и разныхИтак, что сейчас в работе у РВК и у его учредителей? Прежде всего, это технопарки по различным направлениям. Так, в Новосибирской области в наукограде Кольцово создают технопарк по биотехнологиям, который впоследствии трансформируется в кластер соответствующего профиля. Основу же составят не только крупные, но и малые инновационные предприятия. Планируется, что число последних вырастет к 2015 году до ста. Причём инвестиции со стороны бизнеса будут сопоставимы с государственными.
Новосибирцы надеются, что новые формы интеграции производства с имеющимися в регионе свыше 50 академическими институтами и с более 60 отраслевыми позволит области занять лидирующее положение в сфере биотехнологий. А уже к 2015 году объём налоговых поступлений в бюджет области от биотехнопарка вырастет до 2,2 миллиарда рублей. И это кажется вполне реальным, судя по тому, что уже в текущем году выручка от продаж биотехнологичной продукции составит не менее 6 миллиардов рублей.
Технопарк высоких технологий в Пензе строится на принципах софинансирования: 60 процентов даёт областной бюджет, 40 - федеральный. Проект должен снизить зависимость от импортных изделий и поднять объем экспорта высокотехнологичной продукции. И в 2014 году — срок реализации данного проекта — пензенцы получат 1,5 тысячи новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
А во Владимире уже в следующем году будет запущен в эксплуатацию самый крупный в Европе завод по выпуску наноструктурированных мембран, используемых для бытовой и промышленной очистки воды. «Благодаря оптимальному соотношению цена/качество к 2013 году мы рассчитываем занять весомую долю не только на российском, но и на европейском рынке мембран», — отмечает управляющий директор Роснано Александр Кондрашов В Москве же построят энергопарк, в котором сконцентрируют интеллектуальные и технологические ресурсы для разработки и последующей коммерциализации новаций в энергетике. Причем опять же это будет делаться в рамках частно-государственного партнёрства и софинансирования из федерального и столичного бюджетов.
Время торопитТо есть деньги в основном вкладываются в технопарки с дальнейшей их трансформацией в кластеры, и дают их Федерация, регион и бизнес. И понятно, что такая схема будет лучше работать в тех субъектах РФ, в которых создана или близка к вступлению в силу законодательная база под инновации. Потому напомним, что такое конкурентное преимущество в виде готовящихся законов о технопарках и кластерах имеется у нас в Свердловской области. И с учётом складывающейся ситуации их принятие необходимо ускорить, дабы они заработали уже в следующем году.
Но здесь надо учитывать тот фактор, что нынешняя осенняя сессия Облдумы будет короткой — всего три месяца, так как наш областной парламент превращается в однопалатный и досрочно прекращает свою работу. Потому надо проследить, чтобы законопроекты о технопарках и кластерах рассматривались в приоритетном порядке. К тому же, насколько нам известно, если проект о технопарках существует в некоем готовом для обсуждения варианте, то по кластерам пока имеется только концепция, по которой есть вопросы.
Например, непонятно, по каким критериям следует судить о работе кластера. «Каждый кластер — это уникальное образование и, помимо общих показателей по каждому, должны существовать какие-то специфические, которые характеризовали бы его успешность или неуспешность, — отмечает областной вице-премьер, министр промышленности и науки Александр Петров. — А как оценивать объем мер господдержки, эффективность вложения средств?»
А ведь кластерный потенциал Среднего Урала огромный — на данный момент у нас выявлено 27 кластеров. И что даёт эта новая интеграционная форма, можно продемонстрировать на примере Калужской области. Там только один автомобильный кластер позволит в пять раз поднять к 2018 году объем валового регионального продукта.
Но всё это сработает не в полную меру, если остановиться на укреплении правового фундамента под технопарки и кластеры. Нужно идти дальше и готовить закон об инновационной системе Свердловской области с последующим встраиванием её в общероссийскую систему.
Прочитать материал полностью:
www.oblgazeta.ru/news.htm?top_id=1849