Уничижительное «показуха» в адрес парадных мероприятий (и в том числе выставок) звучит часто. Устроителей «Уралэкспоармс» в этом грехе обвинить никак нельзя. Дешёвые эффекты им чужды, на публику они не работают. В частности, не работают на представителей публики — журналистов.Пресс-центр на нынешней выставке был шикарный. Однако воспользоваться его возможностями было несколько затруднительно, потому что демонстрационные показы начались аж в 15.00, а в 17.00 журналисты уже должны были сидеть по автобусам, чтобы с выставки уехать. По сути, демонстрационные показы ещё шли, когда мы уезжали.
Кроме того, на нынешней выставке всех представителей СМИ — как печатных, так и телевизионных «загнали» на одну трибуну. Понятное дело, операторы и фотокорреспонденты вышли в первые ряды, установили частокол своих треног и камер, дружно повернулись к сидящим спиной. И для того чтобы видеть, что делается на стрельбищном поле, все остальные журналисты вынуждены были «высоко прыгать» либо «висеть сосисками» на столбах, поддерживающих крышу трибуны. В это время открытая трибуна по соседству была заполнена едва ли на пятую часть. Полёты «Соколов России» из липецкого центра мешала смотреть крыша, танк и боевая машина поддержки на огневой позиции для всех журналистов оказались стоящими за горкой.
Нет, можно было пойти в пресс-центр, посмотреть там большой телевизор. Только без звука. Никаких комментариев о том, что за марка техники на поле, что делает, кто ей управляет… То есть либо не видно, либо не слышно. Раз так, можно было журналистов и вообще не собирать, обеспечить их ссылкой на сайт, где идёт прямая интернет-трансляция, и смотрите, уважаемые, не выходя из стен редакций.
Второй день работы выставки для журналистов оказался «мёртвым» по простой причине: визит премьер-министра. Вместе с ним на выставку допустили немногих, в основном московских журналистов. Многие крупные местные СМИ получили «полный отлуп», других «порадовали» чудной формулировкой: «Вас в «пул» не включили, но вы сможете работать в пресс-центре. Впрочем, будьте поближе, попытаемся и вас протащить». Без иронии — спасибо сотрудникам пресс-служб, которые перевыполняют свои служебные обязанности, пытаясь «протащить» журналистов на мероприятие. Но, извините, по большому счёту это постановка вопроса унизительная. Чиновникам не нужны журналисты? Журналисты могут ответить взаимностью.
Почему всё так происходит? Бросается в глаза одно интересное наблюдение. Если раньше «Уралэкспоармс» был выставкой предприятий оборонного комплекса, то ныне — это выставка корпораций оборонного комплекса. Уловили разницу? Первая выставка прошла в 1999 году, и на ней представлялись 107 предприятий. На выставке побывали 130 иностранных представителей из 36 стран. В этом году на выставке представились около 300 компаний, но стендов (по схеме размещения) всего чуть больше сотни. Кто врёт? Никто. Большая часть стендов — это экспозиции корпораций, в которые входят по 3—5—7 заводов. Процесс «корпорирования» был виден и на авиасалоне «МАКС» в Жуковском, да и на нашем «Иннопроме» в этом году. Цены выставочных площадей растут, а малых предприятий после кризиса стало меньше.
Подозреваю, что крупным корпорациям подобные выставки особо не нужны. По сути, такой стенд работает в режиме «выездного офиса», график встреч с потенциальными партнёрами согласован загодя, приятных неожиданностей никто не ждёт. Тогда как суть выставки — это именно неожиданности: «мимо шли ребята, увидели интересный стенд, зашли, познакомились». Но если экспонентам выставка особо не интересна, то импульс её развивать логично угасает…
Конечно, могут сказать: «оборонка» любит тишину и приватность, журналисты, работающие для неспециалистов, оказываются не нужны. Однако «Уралэкспоармс» в своё время задумывался и как пропагандистское — в хорошем смысле этого слова — орудие. Авторитет, славу уральской «оборонки» нужно поддерживать, без любви народной она зачахнет. Хотя бы уже потому, что и без того небурный поток молодых специалистов на заводы окончательно иссякнет. Не в силах конкурировать с бизнесом зарплатами, эти заводы могут привлечь людей моральными стимулами — гордостью, чувством причастности к большому делу защиты Родины. Но такое чувство надо воспитывать в обществе годами и десятилетиями.
Ведь есть чем гордиться. Липчане во главе с Харчевским показали не просто авиашоу, а «боевую работу». Посмотришь, и понятно, почему мальчишек тянет в небо. Без сбоев прошёл свою дистанцию танк Т-90, на полную дальность отстрелялось творение рук екатеринбуржцев — самоходка «МСТА», очень эффектно «работал в поле» бронетранспортёр. Вообще, наша бронетанковая техника — лучшая в мире. Французская NEXTER выставила свои бронетранспортёр и самоходку, итальянская «ИВЕКО» показала свою бронетехнику. Трансмашевским и курганмашевским машинам они явно уступают. Не для российских условий созданы.
Однако, господа устроители и чиновники, задайтесь простым вопросом: как люди обо всем этом узнают, если не через журналистов? Мы ведь не требуем каких-то «бюджетов на размещение». Кстати, как обычно, такие бюджеты были и до масс-медиа так и не дошли. А мы лишь просим обеспечить нам условия для нормальной работы.
Прочитать материал полностью:
http://ur-ra.ru/sc/pub_ve.php?pub_select=10919