Руководство НПК «Уралвагонзавод» заявило о намерении построить в Нижнем Тагиле новое предприятие, увеличив мощность производства с 25 до 30 тысяч вагонов в год. Стоимость проекта оценивается в 3 млрд. долларов США. Руководство предприятия не скрывает: еще не так давно с трудом вышедший из кризиса за счет гигантских сумм государственной поддержки завод вновь рассчитывает на помощь. Согласно задумке, бюджет должен профинансировать 80% нового проекта. Скептики уже отмечают: такая постановка вопроса может свидетельствовать о неумении компании вести бизнес в конкурентоспособной среде и о неуверенности в рентабельности проекта.
По словам замгендиректора УВЗ по железнодорожной технике Андрея Шленского, основным источником финансирования строительства нового предприятия будут средства федеральных целевых программ, причем сразу нескольких.
«Ведем сейчас с Минпромторгом консультации по этому вопросу. Кроме того, рассматриваем возможность привлечения кредитов под этот проект», — заявил «РБК daily» Андрей Шленский.
Характер отношений руководителя УВЗ Олега Сиенко с властями сложный. С одной стороны, всем прекрасно известно, что Минобороны постоянно критикует продукцию уральцев за дороговизну, а, к примеру, РЖД не устраивает качество вагонов. При этом председатель правительства Владимир Путин, напротив, относится к УВЗ подчеркнуто положительно, постоянно посещает завод, а однажды даже лично принял Олега Сиенко.
Впрочем, энтузиазм премьера разделяют не все.
«Особую тревогу вызывает у нас положение на двух наиболее крупных предприятиях — это Уралвагонзавод и Курганмашзавод. Первый сумел в 2010 году выйти из убытков, но главным образом за счет увеличения производства гражданской продукции (ж/д вагоны). В настоящий момент непонятна дальнейшая перспектива производства танков на предприятии. Минобороны в текущем году планирует лишь капитальный ремонт и модернизацию старых Т-72», — заявил полномочный представитель Президента РФ в УрФО Евгений Куйвашев в интервью газете «Коммерсантъ».
Но, как бы то ни было, масштаб замыслов УВЗ впечатляет. Руководство предприятия обсуждает со Второй грузовой компанией поставку 28 тыс. полувагонов и 12 тыс. цистерн до 2015 года на сумму более 126 млрд. рублей. Контракт планируется подписать уже в сентябре.
Несмотря на энтузиазм, некоторые эксперты полагают, что проект по строительству столь крупного вагоностроительного завода все же рискованный.
Как считает главный редактор аналитического бизнес-справочника «Российский транспорт» Алексей Екимовский, в перспективе спрос на новые вагоны упадет: после того как операторы сформируют достаточный парк для обслуживания своей грузовой базы, они в ближайшие год-два перестанут закупать новые вагоны, и это приведет к резкому снижению цен и усилению конкуренции между производителями.
Хватает скепсиса и у уральских специалистов.
«УВЗ опять просит финансовой поддержки от государства просто потому, что не умеет обращаться к рынку, где есть масса возможностей. Либо потому, что у них нет уверенности в собственном проекте, в том, что он рентабельный и прибыльный. В мире ведь много денег, и если проект конкурентоспособный, то всегда можно привлечь средства, инвесторов. Прежде чем обращаться к государству, нужно для начала обратиться к рынку. Но для этого нужно сделать конкурентоспособный продукт, а не просить денег у государства, которое из наших же с вами карманов их получает. Они не до конца честны», — полагает финансовый аналитик Константин Селянин.
Тем не менее Уралвагонзавод надеется начать строительство нового предприятия уже в 2012 году. О сроках завершения проекта пока неизвестно. По информации «РБК daily», основной конкурент УВЗ — Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), в строительство которого группа ИСТ за три года вложила 1,2 млрд. долларов, будет запущен до конца этого года.