Fitch подтвердило рейтинг России на уровне «BBB», прогноз «Позитивный»
УрБК, Москва, 05.09.2011. Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Российской Федерации в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB» с «Позитивным» прогнозом. Кроме того, агентство подтвердило краткосрочный РДЭ России «F3» и рейтинг странового потолка на уровне «BBB+».
«Подтверждение рейтингов России с «Позитивным» прогнозом отражает исключительно сильный государственный баланс и потенциал более низкой макрофинансовой нестабильности и инфляции за счет более высокой гибкости валютного курса, а также учитывает структурные недостатки и задержку с реализацией мер ужесточения налогово-бюджетной политики, что усиливает уязвимость страны перед значительными резкими изменениями цен на нефть», — отмечает Эд Паркер, управляющий директор аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам в регионе Европа, Ближний Восток и Африка.
Рост российской экономики составил 3,7% в годовом выражении во II кв. 2011 г. и выглядит довольно сбалансированным, хотя и не является сильным по меркам развивающихся рынков. Fitch прогнозирует рост ВВП на 4,2% в 2011 г., чему будут способствовать незапланированные поступления от более высоких цен на нефть, более высокий урожай и увеличение потребления после длительного периода сокращения. При этом агентство ожидает замедление роста до 3,6% в 2012 и 2013 гг. ввиду ослабления глобального роста.
Fitch считает, что переход России на более гибкий режим валютного курса потенциально может способствовать сокращению относительно высоких и волатильных темпов инфляции, понижению уязвимости к резким изменениям цен на нефть и повышению финансовой стабильности. Политика Центрального банка Российской Федерации усилила доверие к новому валютному режиму, разрешив в этом году гибкость курса рубля в обоих направлениях: в сторону роста, несмотря на обеспокоенность относительно конкурентоспособности производства, и в сторону понижения на фоне усиления стремления избегать рисков. Кроме того, снижение заимствований и более осторожное управление рисками сократило уязвимость частного сектора к внешним финансовым потрясениям. Краткосрочный внешний долг частного сектора (на основе первоначальных сроков погашения) сократился до 58 млрд. долларов в июне 2011 г. по сравнению с 103 млрд. долларов в сентябре 2008 г.
«Россия имеет сильный внешний баланс. Валютные резервы составляли 540 млрд. долл. в середине августа, что является третьим крупнейшим показателем в мире после Китая и Японии и обеспечивает внушительный запас ликвидности на случай рисков, связанных с внешним финансированием, или валютных рисков. Кроме того, Россия является значительным внешним нетто-кредитором: 23% ВВП на конец 2010 г. Страна ежегодно демонстрирует профицит счета текущих операций начиная с 1997 г., несмотря на волатильные цены на сырьевые товары», — отмечает агентство.
Другим ключевым позитивным фактором кредитоспособности является низкий уровень государственного долга. По состоянию на конец 2010 г. совокупный государственный долг находился на уровне лишь 11,5% ВВП, то есть существенно ниже, чем 10-летний медианный показатель для стран с рейтингом в категории «BBB» (36%). Более того, на 1 августа 2011 г. объем средств в государственных фондах благосостояния составлял 119 млрд. долл. (около 6,5% прогнозируемого ВВП в 2011 г.), что обеспечивает бюджету финансовую гибкость и умеренный запас прочности на случай негативных шоков.
По прогнозам агентства, дефицит федерального бюджета составит лишь 1,2% ВВП в 2011 г., снизившись с 4% в 2010 г., и будет существенно ниже прогнозируемого на 2011 г. медианного значения для стран с рейтингами категории «BBB» в 4,2%. В то же время Fitch ожидает, что ненефтегазовый дефицит бюджета будет равен около 11% ВВП в этом году, а цена на нефть, при которой будет обеспечена сбалансированность бюджета, увеличилась приблизительно до 118 долл. за барр., повысившись по сравнению 49 долл. за барр. в 2008 г. Кроме того, недавние поправки в бюджет увеличили расходы и отодвинули планы существенного сокращения ненефтегазового дефицита на период после 2014 г., повысив уязвимость России в случае падения цен на нефть.
На рейтингах России сказываются существенные структурные недостатки. Неблагоприятный деловой климат сдерживает инвестиции, диверсификацию и рост. Индикаторы качества управления и другие индикаторы Всемирного банка свидетельствуют о недостатках в области институциональной среды и высоком уровне коррупции.
«Финансовые трудности у Банка Москвы (пятого по величине банка страны) и оказание ему финансовой помощи в июле 2011 г. указали на потенциал значительных негативных сюрпризов в банковской системе, а также поставили вопрос относительно качества управления в банках, находящихся в государственной собственности, и эффективности надзора со стороны ЦБ РФ. В то же время банковская система является относительно небольшой, и банковское кредитование частного сектора составляет лишь 44% ВВП. При этом кредитные риски частично сглаживаются хорошим регулятивным показателем достаточности капитала согласно отчетности: 17,2% в мае 2011 г.», — полагают в Fitch.
Приближающиеся парламентские выборы и президентские выборы несколько повышают политическую неопределенность и, возможно, способствуют увеличению чистого оттока капитала в частном секторе. Fitch не ожидает существенного изменения политической стратегии или экономической политики после выборов и считает, что риск значительной политической нестабильности в краткосрочной перспективе является низким, хотя непрозрачный и централизованный характер системы несет событийный риск.
«В случае снижения инфляции в сторону среднесрочного целевого уровня в 5% и более длительной успешной истории проведения более гибкой политики в области валютного курса, это могло бы сократить макрофинансовую волатильность и привести к повышению рейтингов. Существенные структурные реформы, улучшающие деловой климат, ситуацию в банковском секторе и качество управления, также могли бы обусловить пересмотр рейтингов в сторону повышения, однако, по мнению Fitch, перспективы этого являются относительно небольшими», — отмечают в агентстве.
«К повышению рейтингов могло бы привести ужесточение налогово-бюджетной политики, которое обеспечило бы значительное сокращение дефицита ненефтегазового бюджета России и уязвимость к резким изменениям цен на нефть, однако это не предусмотрено среднесрочными бюджетными планами правительства. В то же время в случае серьезного и продолжительного снижения цен на нефть возможно негативное рейтинговое действие», — заключили в Fitch.