Руководитель Челябинскстата, кандидат экономических наук Надежда Колотова — об актуальном состоянии системы статистического учета на Южном УралеРоссийской государственной статистике исполнилось 200 лет.
Официальная статистика является необходимым звеном информационной системы, обеспечивая правительство, экономические круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении страны. Такая роль официальной статистики закреплена в составе первого из десяти принципов официальной статистики в особом документе Статистической комиссии ООН, принятом единогласно на специальной сессии 11–15 апреля 1994 года. Высокая значимость статистики соответствует переживаемому в настоящее время переходу человеческой цивилизации от индустриальной экономики к экономике информационной, в которой основным потребляемым ресурсом становится ин-формация. Информатизация экономики стала важным средством повышения эффективности использования производственных ресурсов, интенсивности воспроизводственного процесса и обеспечения ускоренных темпов экономического роста.
Первоочередной задачей, стоящей перед органами статистики, всегда являлось обеспечение органов власти и управления своевременной, достоверной, полной официальной статистической информацией для принятия ими оптимальных решений.
В научной литературе слово «статистика» первоначально в буквальном смысле понималось как «государствоведение», то есть систематический сбор и предоставление данных о населении, государственном устройстве, территории, природных ресурсах, функционировании экономики страны, ее взаимоотношениях с зарубежными государствами.
История возникновения и развития российской государственной статистики характеризуется, главным образом, развитием общества и государства, их социально-экономическими потребностями.
Собирание на Руси сведений, практически важных для государственного управления, относится к глубокой древности. Эти сведения были нужны для обложения населения податями и повинностями.
Датой обретения отечественной статистикой государственного статуса может считаться 25 июня 1811 года. В этот день императорским манифестом Александра I было учреждено Статистическое отделение при Министерстве полиции. К этому времени в России уже был накоплен большой опыт по сбору статистических сведений. С начала XIX века в нашей стране централизованно собирались данные о промышленных мануфактурах и заводах, торговле, финансах, таможенном деле и других сферах хозяйственной деятельности. Собирались сведения о социальном и экономическом положении губерний. Для полноты и достоверности сведений, собираемых с губерний, в середине XIX века были созданы губернские статистические комитеты.
«Говорить о пользе необходимости государственной статистики, без которой не может быть сделано ни одно почти общее или частное распоряжение, я считаю излишним», — писал в то время министр внутренних дел граф Л.А. Перовский.
В 50-е годы XIX века статистиками был проведен ряд социально-статистических работ, характеризующих крепостное население России, цены на землю, состояние помещичьего землевладения, характер землепользования, крепостных повинностей и задолженностей помещиков, которые стали основой для проведения реформы 1861 года.
Вслед за реформой 1861 года в России были созданы органы местного самоуправления — земские учреждения (земства). Потребности земских учреждений в информации о хозяйственном развитии, культуре, здравоохранении, транспорте привели к возникновению и развитию земской статистики. Огромный статистический материал, собранный и разработанный земскими статистиками, стал надежной основой глубоких исследований экономики, в первую очередь деревни.
Развитие промышленности в конце XIX века привело к возникновению фабрично-заводских инспекций, которые вели текущую статистику, разрабатывали данные по статистике труда, в том числе о составе рабочей силы, несчастных случаях, стачках и др.
Опыт правительственной и земской статистики в России позволил научно осмыслить применение статистической информации в различных отраслях. В конце XIX — начале XX века стали зарождаться отраслевые статистики: сельскохозяйственная, промышленная, торговли, труда, бюджетная статистика и др.
Новый виток развития государственная статистика получила в советский период. В условиях невероятной разрухи, в которой оказалась Россия после гражданской войны (1917–1922 гг.), приступить к планомерному восстановлению экономики без опоры на статистическую информацию было невозможно.
В 1918 году советским правительством, осознавшем потребность в официальной статистике, было создано Центральное статистическое управление (ЦСУ).
С 1917 по 1930 год работниками государственной статистики был выполнен ряд крупнейших статистических обследований (жилищная перепись; десятипроцентная перепись крестьянских хозяйств; бюджетные обследования; демографическо-профессиональная перепись населения 1920 года, сочетавшаяся с сельскохозяйственной переписью; учет промышленности по краткой программе, перепись учреждений народного образования), благодаря которым были получены обширные материалы, позволившие охарактеризовать состояние и развитие государственной экономики. Материалы целого ряда проведенных статистиками специальных переписей и обследований легли в основу разработки Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО).
В 1926 году была проведена Всеобщая перепись населения, а в 1927 году — Всесоюзная школьная перепись, материалы которой были использованы при разработке программы перехода страны к обязательному начальному образованию.
Для обеспечения органов власти губерний статистической информацией, необходимой для правильного ведения хозяйства, в регионах были созданы статистические бюро. В том числе и в Челябинской губернии в ноябре 1919 года начало свою деятельность Челябинское Губстатбюро. В круг деятельности Губстатбюро входили проведение и разработка специальных переписей: населения, промышленных, сельскохозяйственных, поземельных, профессиональных и других; наблюдение за сельскохозяйственной жизнью губернии: учет урожая и посевных площадей, регистрация цен, выработка земельных норм, распределение земли по угодьям, изучение организации посевной площади, скотоводства; наблюдения за торговлей и промышленностью; выработка губернского плана школьной сети; составление карты губернии, списков волостей, станиц и т.д. То есть через официальный статический учет всесторонне освещалось состояние и особенности жизни Челябинской губернии.
Созданная одновременно с Губернским статбюро сеть первичных органов наблюдения — волостные (районные) статистики, добровольные статистические корреспонденты на селе и фабрично-заводские регистраторы — была призвана собирать материалы с мест. В шести уездах губернии — Челябинском, Курганском, Троицком, Верхнеуральском, Миасском и Куртамышском — работало 59 статистиков. Задачи уездных статистических бюро заключались в получении статистических материалов, проверке и первичной их разработке, накоплении статистического материала и информировании местных органов власти о состоянии на-родного хозяйства в уезде.
Собранные в 20–30-е годы прошлого века органами государственной статистики Челябинской области данные позволили заложить информационную основу для планирования и развития экономики Южного Урала.
По мере экономических преобразований в стране менялось содержание статистической информации. Принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства в 1929 году и претворение в жизнь идеологии жесткой плановой экономики поставило перед государственной статистикой задачу контроля за ходом выполнения плана, а также своевременного обеспечения плановых расчетов статистическими данными.
В 30–40 годы XX века органами статистики Челябинской области была осуществлена большая работа по упорядочению учета и отчетности, проведен ряд важных переписей: промышленного оборудования, городского коммунального хозяйства, розничной сети, скота, а также выполнен пересчет по итогам первой пятилетки в объеме территории вновь образованной области.
В начале 1939 года челябинскими статистиками были проведены работы по Третьей Всесоюзной переписи населения. По итогам переписи был проведен анализ изменений численности и состава населения области, который был широко использован руководящими и плановыми органами в их практической работе.
В начале 40-х годов XX века характерной чертой в работе органов государственной статистики был переход от единовременных обследований к обработке годовых отчетов предприятий промышленности, сельского хозяйства, коммунального и других отраслей народного хозяйства. Был налажен текущий учет на предприятиях, введена статистическая отчетность как основной источник данных текущей статистики.
В годы Великой Отечественной войны статистика обеспечивала выявление и мобилизацию всех имеющихся в стране ресурсов для решения неотложных задач в условиях военного времени.
За время войны статистиками было проведено более 100 срочных переписей. На одном из докладов об итогах срочных переписей, представленных Центральным статистическим управлением в правительство в первый период войны, И.В. Сталин написал: «Ценность этой информации равна крупной победе на фронте».
Перемещение в годы войны большого количества людей и промышленных предприятий на Урал потребовало от работников Челябинской статистики более оперативного и точного учета. Первостепенное значение приобрели обследования и расчеты численности и состава прибывшего населения, сведения о результатах его расквартирования, оперативная статистика о восстановлении и вводе в действие важнейших в военно-стратегическом отношении предприятий. Была организована суточная и декадная отчетность о выполнении плана по производству некоторых важнейших видов промышленной продукции в натуральном выражении, налажен строжайший учет особо важных видов сырья, материалов и оборудования.
Начиная с 1942 года сектор сельскохозяйственной статистики Челябинского областного статистического управления составлял пятидневную сводную отчетность о подготовке к весен-нему севу, выполнении плана сева, уборке урожая. Ежемесячно собиралась и доводилась до руководства области информация о состоянии животноводства в колхозах, ежегодно проводился учет скота, находящегося в личных хозяйствах колхозников и рабочих.
В послевоенные годы главной задачей, стоящей перед областными органами государственной статистики, являлась разработка и своевременное представление в центральные статистические и местные руководящие органы достоверных, научно обоснованных данных, характеризующих ход экономического и социального развития Челябинской области. Им вменялось также в обязанность учитывать материальные ресурсы и их использование, способствовать выявлению резервов. После окончания войны и до 1947 года органами статистики были проведены срочные переписи оборудования и материалов, единовременные учеты рабочих и служащих по полу, возрасту, профессиям, заработной плате. Возобновились ежегодные переписи скота, проводились переписи многолетних насаждений.
50–60-е годы — период развития всех сфер народного хозяйства страны. Очевидны достижения в области промышленности, транспорта, образования, науки, культуры, резко увеличились темпы строительства. И вся эта динамичность развития отражалась в официальной статистической информации.
В это время в связи с ликвидацией министерств, проведением централизации учета и отчетности значительно увеличился объем проводимых органами государственной статистики работ. Все основные разработки статистической отчетности, которые раньше велись отраслевыми министерствами, подведение итогов исполнения народнохозяйственных планов стали выполняться органами статистики.
Вся отчетность от предприятий и строек Челябинской, Оренбургской и Курганской областей в эти годы обрабатывалась в Челябинском областном статуправлении. Для ускорения обработки увеличившегося объема статистической информации потребовалось усиление механизации и автоматизации вычислительных работ. В 1957 году при Челябинском областном статистическом управлении была создана машиносчетная станция, которая была оснащена 16 счетно-клавишными суммирующими и 20 вычислительными машинами. Для оформления статистических материалов в 1958 году был создан отдел копировально-множительной печати, который располагал аппаратом «Ротапринт», ротатором и фотооборудованием.
Повышение технической оснащенности органов Челябинской статистики позволило сократить сроки разработки и предоставления информации, необходимой для оперативного руководства и планирования народного хозяйства страны и области.
С середины 50-х годов прошлого столетия на статистические органы Челябинской области была возложена обязанность по расчету балансов, необходимых органам управления для планирования народного хозяйства (до этого времени балансы составлял Облплан). Сначала это был баланс денежных доходов и расходов населения, затем баланс потребления населением основных продуктов питания: мяса и мясных продуктов, молока и молочных продуктов, яиц, хлебобулочных изделий и овощей. А в 1959 году был составлен первый отчетный межотраслевой баланс (базовые таблицы «затраты-выпуск»).
В этом же году органы государственной статистики области участвовали в проведении пер-вой послевоенной Всесоюзной переписи населения. Данные переписи послужили основой для последующих расчетов численности и состава населения.
В 70–80-е годы предыдущего века значительное место в работе статистических органов Челябинской области, как и всей страны, занимала борьба с приписками и обманом государства, с искажениями в отчетах предприятий, строек, организаций.
Проверками достоверности отчетных данных были охвачены практически все отрасли экономики. Результаты этих проверок, докладные записки, акты проверок регулярно представлялись органам исполнительной власти, комитетам народного контроля, министерствам и ведомствам, на чьих предприятиях и организациях были выявлены искажения отчетных данных. Часто проверки проводились совместно с работниками финансовых и банковских органов и комитетов народного контроля. В результате таких комплексных проверок нарушители государственной отчетной дисциплины несли моральную и материальную ответственность.
В конце XX века, имея широкие возможности для изучения реальной жизни, органы статистики одними из первых ощутили накапливающиеся в стране проблемы (снижение роста производительности труда и общих темпов роста производства и т.д.), задержку с их решением, что повлекло за собой дальнейшее нарастание экономических и социальных трудностей.
Начальный период перехода экономики страны к рыночным отношениям был сопряжен с изменениями структуры народного хозяйства, возникновением новых видов предприятий и организаций, быстрым ростом негосударственного сектора экономики. Для наиболее полно-го отслеживания социально-экономических преобразований, происходящих в стране, в официальный статистический учет были введены многие индикаторы, характеризующие приватизацию, инфляцию, занятость, доходы населения и т.п.
Особое внимание органов государственной статистики Челябинской области в переходный период было сосредоточено на обеспечении оперативной, достоверной информацией органов государственного управления области для выработки эффективных мер по предотвращению негативных тенденций развития рынка (недогрузка производственных мощностей, рост безработицы, инфляция и т.д.), а также для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с управлением экономикой и социальной сферой области.
Сегодня государственная статистика Челябинской области развивается в условиях значительных социально-экономических перемен, административной реформы, перехода на международные стандарты отчетности, что определяет задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического обеспечения.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (Челябинскстат) является основным производителем и поставщиком информации в границах Челябинской области. Он имеет большие информационные ресурсы, сформированные на основе сбора и обработки сведений 226 форм федерального статистического наблюдения. Челябинскстат собирает, обрабатывает, формирует и анализирует информацию, характеризующую промышленное производство, сельское хозяйство, строительство, транс-порт, связь, внешнюю и внутреннюю торговлю, услуги. В информационных ресурсах Челябинскстата имеются сведения, дающие общую характеристику предприятий и организаций, данные о малом предпринимательстве и организациях с участием иностранного капитала, крестьянских (фермерских) хозяйствах. Разрабатывается информация о финансовом состоянии организаций, инновациях и инвестициях, ценах и тарифах. Особое место занимают статистические данные, отражающие различные аспекты уровня жизни населения и развития секторов социальной сферы, — демографию, занятость и безработицу, денежные доходы и расходы населения, жилищные условия, уровень образования, заболеваемость и медицинское обслуживание, культуру и отдых, правонарушения и охрану окружающей среды. Формируется статистическая информация по муниципальным образованиям Челябинской области, а также по отдельным субъектам Российской Федерации.
Официальная статистическая информация, формируемая Челябинскстатом, сегодня широко востребована органами государственной власти и местного самоуправления. На основе официальных статистических данных осуществляется оценка хозяйственной деятельности Челябинской области, рыночной экономической конъюнктуры; определяется инвестиционная привлекательность региона, что позволяет установить цели и задачи управления, разрабатывать программы и прогнозы социально-экономического развития. Данные Челябинскстата об экономическом положении в области, о существующей покупательной способности населения, его составе и численности, рентабельности предприятий различных видов деятельности, динамике безработицы, об изменении индексов цен на отдельные товары нужны государственным службам для совершенствования системы налогообложения, внесения изменений в таможенную и инвестиционную политику, разработки мер по социальной защите различных слоев населения. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти Челябинской области осуществляется на основании официальных статистических данных.
Челябинскстатом осуществляется информационное обеспечение хода реализации приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Здоровье», «Образование».
Значимость официальных статистических данных не вызывает сомнений. Так, данные проведенной органами государственной статистики первой Всероссийской переписи населения 2002 года послужили импульсом для разработки новой демографической политики. На поддержку материнства и детства были направлены немалые бюджетные средства — появились родовые сертификаты, материнский капитал. Материалы переписи, которые являются единственным источником информации по отдельным вопросам (национальность, уровень образования, брачность и др.), были в полном объеме востребованы органами управления Челябинской области для подготовки Концепции демографической политики, Концепции реализации государственной национальной политики в Челябинской области, программ развития образования и здравоохранения и т.д. Информация Всероссийской переписи населения 2010 года послужит основой для принятия новых управленческих решений, в том числе и в вопросах демографии.
Данные еще одной масштабной работы, Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, позволили сформировать информационную базу об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства Челябинской области, о наличии и использовании его ресурсного потенциала и использовались при разработке большинства государственных программ, направленных на развитие и поддержку агропромышленного комплекса.
В этом году Челябинскстатом проводится не менее важная и сложная работа — сплошное обследование деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Это обследование позволит сформировать показатели предпринимательской деятельности по муниципальным образованиям, определить вклад малого и среднего предпринимательства в экономику каждого муниципального образования, определить перспективы его развития.
Предстоящее выборочное федеральное статистическое наблюдение за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов за 2011 год, которое будет проведено в 2012 году, позволит сформировать информационную базу для разработки таблиц «затраты-выпуск», отражающих межотраслевые и структурные пропорции экономики России и субъектов Российской Федерации, способствующих получению данных о количественных взаимосвязях между затратами и конечными результатами производства.
Начиная с 2011 года в рамках системы статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, принятой согласно решениям Правительства Российской Федерации, с постоянной очередностью будут проведены обследования условий жизни населения; репродуктивных планов населения; использования суточного фонда времени на-селением; поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения; рациона питания населения; использования труда мигрантов; трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Это даст возможность сформировать статистическую информацию по социальным вопросам как комплекс количественных измерений общественных процессов, рассматриваемых через оценку их проявления с позиции человека, семьи, домохозяйства. Анализ данных этих обследований позволит органам власти принять новые решения по вопросам социальной политики Челябинской области и страны в целом.
Официальная статистическая информация необходима не только государственным органам власти, но и руководителям предприятий, индивидуальным предпринимателям Челябинской области. С помощью статистической информации руководитель может проанализировать, как обстоят дела с положением его предприятия на том или ином рынке. С усилением конкуренции потребность в официальной статистической информационной базе резко возросла, так как ни менеджеры, ни маркетологи отдельной фирмы не способны самостоятельно, без использования официальных статистических данных, получить истинную картину состояния и развития покупательских доходов населения и эластичности спроса, без которой невозможно сформировать правильно объемы и ассортимент производства. Отсутствие или недостаточная объективность этих, очень необходимых, данных ведет к излишним затратам и банкротству отдельных фирм. Наличие официальной статистической информации позволяет фирмам экономить на трудовых и материальных затратах по сбору информации, более качественно проводить анализ бизнес-процессов.
Круг пользователей официальной статистической информации в Челябинской области не-прерывно расширяется. Статистические данные нужны коммерческим банкам, чтобы представлять возможности расширения клиентской базы, классифицировать заемщиков и т.д. Статистическую информацию используют студенты и школьники для написания индивидуальных проектов, курсовых, дипломных работ; она необходима аспирантам при выполнении диссертационных исследований; без статистики не могут обойтись ученые. Любой гражданин может заинтересоваться статистикой. Ее широко применяют средства массовой информации (СМИ).
Одной из основных форм распространения официальной статистической информации являются печатные издания.
Ежегодно Челябинскстат выпускает более 200 экономико-статистических материалов (без учета периодичности выпуска комплексной и отраслевой направленности). Это статистические сборники, справочники, бюллетени, доклады, аналитические записки, экспресс-информации. Постоянно проводится работа по повышению содержательности и информационной наполняемости статистических публикаций, улучшению их оформления и полиграфического исполнения.
Важную роль в распространении официальной статистической информации, повышении ее оперативности и достоверности играет официальный интернет-сайт Челябинскстата, структура которого постоянно модернизируется, а информационная составляющая актуализируется.
На интернет-сайте Челябинскстата в открытом доступе размещается на следующий день после ее выпуска официальная статистическая информация, отражающая важнейшие показатели социально-экономического развития Челябинской области, разрабатываемая в соответствии с Федеральным планом статистических работ.
Для повышения оперативности получения официальной статистической информации в Челябинскстате внедряется способ сбора от респондентов статистических данных в электронном виде с электронно-цифровой подписью, система электронного документооборота, создана выделенная сеть IP-телефонии.
Информационные ресурсы органов государственной статистики являются одним из ключевых элементов рынка социально-экономической информации в Челябинской области и в значительной степени определяют основные тенденции его развития. С момента своего зарождения статистика служила и продолжает служить обществу, анализируя собранную информацию о настоящем, позволяя прогнозировать будущее и объективно рассказывая о прошлом страны и регионов.
Н. Колотова