«Уральский рабочий» и Олег Шаргунов: «Большой брат» заработал
С 4 августа в столице Среднего Урала в рабочем режиме начал функционировать Центр автоматизированной фиксации нарушений (ЦАФН) правил дорожного движения. Горожане уже стали получать по почте квитанции нового образца с изображением собственных «подвигов» на проезжей части. Благодаря современным технологиям полиция надеется снизить уровень аварийности и отбить желание лихачить на дорогах.
Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, позволяющие использовать камеры видеонаблюдения для регистрации нарушений правил дорожного движения, вступили в силу еще в 2008 году. Тогда в Екатеринбурге и решено было установить первые фиксаторы. Однако до конца прошлого года они не появились — в областном ГИБДД ссылались на отсутствие финансирования и сложность технического задания, ведь не каждый аппарат способен распознать и зарегистрировать «косяк» автомобилистов в автоматическом режиме. Имеющиеся в наличии 120 камер наружного наблюдения позволяли лишь отслеживать обстановку на улицах города, но не применять санкции к водителям.
Наконец минувшей зимой в рамках федеральной целевой программы были выделены средства, и свердловские полицейские приобрели первую партию комплексов видеофиксации, запись которых является автоматическим доказательством виновности автовладельца. Сумма контракта составила 19 млн 420 тыс. рублей, были закуплены 22 аппарата разной комплектации и мощности. Самый навороченный из них — «VOCORD Traffic», включающий в себя камеру высокого разрешения, импульсный инфракрасный прожектор и радар — может распознавать до 15 нарушений ПДД и охватывать происходящее на четырех полосах.
Предполагалось, что система видеонаблюдения будет введена в строй к весне 2011 года. Однако возникли сложности — по словам начальника ГИБДД Свердловской области Юрия Демина «из-за технических проблем в части доработки программного обеспечения» — поэтому запуск в эксплуатацию осуществлен только на днях. Хотя информация, полученная правоохранителями в ходе тестирования аппаратуры, дала пищу для размышлений.
«Когда видеофиксаторы поставили на кольцовской дороге, можно было наблюдать, как водители сначала разгоняются до 100 км в час, перед мостом, где установили камеры, снижают скорость до 80, а затем, проехав мост, снова ускоряются, нарушая скоростной режим», — обрисовал моральный облик уральских автовладельцев главный дорожный полицейский региона. В среднем, камеры фиксировали до 27 тыс. (!) нарушений ПДД в день, а в уик-энды доходило и до 40 тыс. Эксперимент был признан настолько удачным, что в этом году дополнительно закупили фиксаторов на 9,5 млн. Они также предназначены для Екатеринбурга.
Новые квитанции, которые стали получать жители столицы Среднего Урала, представляют собой протокол формата А 4. На нем с одной стороны расположены две фотографии автомобиля (на одной машина целиком с привязкой к местности, на второй — увеличенное изображение госномера), информация о владельце и счет-квитанция для оплаты штрафа. На другой стороне листа — текст постановления, подписанный сотрудниками дорожной полиции. В городском управлении ГИБДД подтвердили, что период тестирования завершен и в мегаполисе официально начал действовать ЦАФН. Так что отныне лихачам и неумехам стоит ожидать в почтовых ящиках «писем счастья» от инспекторов. Оплачивать такие штрафы нужно так же, как и обычные протоколы.
На улице Металлургов в месте ее пересечения с Викулова установлено 6 фиксаторов, столько же — на дублере Сибирского тракта в районе торгового центра «Гулливер», еще 5 на развязке Челюскинцев/Мамина-Сибиряка. Больше всего электронных «глаз» — 8 — расположено на автостраде между Екатеринбургом и аэропортом Кольцово.
— Статистика показывает, что серьезные ДТП чаще всего происходят там, где нет контроля за движением, — считает руководитель отдела пропаганды свердловского УГИБДД Татьяна Бердникова. — Присутствие инспекторов или наличие камер видеонаблюдения действует на водителей успокаивающе.
Действительно, такие устройства дают поразительные результаты. Например, в Подмосковье после установки камер на аварийных участках количество ДТП снизилось за год на 60—80%! Конечно, 22 видеосистемы на огромный мегаполис — это капля в море, в приватных беседах сами стражи порядка называет такое количество издевательством. Но надо же с чего-то начинать.