«Уральский рабочий» и Ирина Яковлева: Гильотина для малого бизнеса
В апреле на рассмотрение депутатов Госдумы будет предложен законопроект по внесению изменений в Гражданский кодекс РФ. Реформированию в первую очередь подвергнутся правила деятельности обществ с ограниченной ответственностью (ООО).
Как сообщили на пресс-конференции заместитель коллегии адвокатов Аркадий Майфат и управляющий партнер юридического агентства Светлана Корабель, поправки в основном будут вноситься в первую часть ГК, которая с момента принятия кодекса в 1995 году менялась мало. Рабочая группа по разработке поправок с учетом сложившейся практики была создана в 2008 году по указу Президента РФ. Поскольку в составе разработчиков оказалось немало судей Высшего арбитражного суда, в первую очередь принималась во внимание судебная практика, одной из главных проблем которой является невозможность в ряде случаев выполнить решения суда по взысканию долгов с ответчика в пользу истца.
— Приставы приходят в фирму, предприятие формально существует, но не работает, у него ничего нет, взыскивать нечего, — пояснила С. Корабель. — Поскольку по нынешнему законодательству ответственность по долгам несет юридическое лицо, привлечь к ответу учредителя или директора практически невозможно.
Другая острая проблема — фирмы-однодневки, через которые в том числе уходят от уплаты налогов. Сегодня одна компания с раскрученным брендом может создать десяток ООО с одинаковым названием: в одном — хранить все активы, в другом — заключать договоры. При невыполнении договора с компании, заключившей его, взыскивать нечего, а привлечь к ответственности головную фирму не позволяет закон. Тревожат юристов и рейдерские захваты, распространившиеся в последнее пятилетие. Существующий закон позволяет легко поменять учредителей, директора, перевести имущество, оставив ни с чем остальных участников ООО.
Для исправления ситуации предлагается внести в ГК РФ изменения, которые в первую очередь отразятся на малом и среднем бизнесе. Одно из них — увеличение размера уставного капитала для ООО до 500 тысяч рублей. Разработчики считают, что чем дороже будет организовать такое общество, тем меньше их будет создаваться с целью ухода от уплаты налогов, вывода имущества и т. д. Второй аргумент за увеличение — сегодняшний размер в 10 тысяч явно недостаточен для старта бизнеса. Как отметила С. Корабель, это предложение вызывает споры, поэтому в итоге сумма, скорее всего, будет уменьшена до 100—150 тысяч рублей. Юристы понимают, что и эта нагрузка окажется не всем предпринимателям по плечу и станет барьером для выхода на рынок начинающих бизнесменов, но не считают это непреодолимым препятствиям, поскольку можно выбрать другую организационную форму, создать, к примеру, кооператив или ИП.
Предлагаемые изменения коснутся и офшорных компаний. Для того чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ, они будут обязаны раскрывать в соответствующем государственном органе своего выгодополучателя.
— Сейчас такие компании используются преимущественно для того, чтобы скрыть официального владельца бизнеса, — считает С. Корабель. — При банкротстве крупных фирм сегодня можно привлечь к дополнительной ответственности участника компании, который довел предприятие до банкротства. Если же участник — офшорная компания, то привлекать некого. Знание владельца офшорной компании позволит призвать его к ответу как контролирующее лицо.
С целью предотвращения рейдерских захватов предлагается узаконить процедуру обязательного нотариального заверения протоколов собраний участников компании, что тоже приведет к удорожанию бизнеса и неразберихе: пока непонятно, как это будет осуществляться на практике.
Еще одно новшество коснется всех предпринимателей, независимо от организационно-правовой формы их бизнеса. Риск подвергнуться штрафным санкциям, пени грозит фирмам, по какой-то причине не получившим почтовое отправление по указанному в регистрационных документах адресу. В настоящее время ответственность не наступает в случае, если противная сторона не предоставит в качестве доказательства уведомление о вручении с подписью адресата, то новая формулировка считает все юридически значимые сообщения доставленными, если они отправлены по указанному в документах адресу.
Не оставили разработчики без внимания и некоммерческие организации. Вместо 50 существующих сегодня организационно-правовых форм НКО, останется только 7. Все НКО, имеющие формы, отличные от этих семи, вынуждены будут вносить изменения в свои учредительные документы. В частности, придется реорганизовываться некоммерческим партнерствам и товариществам собственников жилья (ТСЖ). Некоммерческие партнерства должны будут преобразоваться в ассоциации, что, по мнению разработчиков, повысит уровень их ответственности за результаты деятельности. Для участников ассоциаций предусмотрена субсидиарная ответственность, участники партнерств не отвечают по обязательствам организации. Во что будут преобразовываться ТСЖ, пока неизвестно, скорее всего, по мнению С. Корабель, их отнесут к потребительским кооперативам, что может вызвать множество осложнений: не все сразу поймут, как нужно функционировать в рамках кооператива.
Что можно сказать по поводу вышеизложенного? Юристы обижаются на то, что поправки в ГК РФ воспринимаются в обществе, как очередной наезд на малый бизнес. Но так оно и есть. С принятием поправок все действующие ООО обязаны будут увеличить уставной капитал. А это основная масса малых предприятий, которые существуют либо в виде ИП, либо ООО. При этом им придется понести расходы на переоформление учредительных документов, и что немаловажно — затратить на это уйму времени. А если учесть, что еще год назад все ООО уже вносили изменения в свои уставы и чуть ли не сутками простаивали в налоговых инспекциях, есть от чего проявлять недовольство.
Время, выбранное для внесения поправок, также неудачно. Не успели предприниматели приподняться после кризиса, на них обрушили повышение ставок во внебюджетные фонды. Сразу за этим последовал резкий рост коммунальных платежей, арендных ставок. И снова придется раскошеливаться. Сколько можно?!
В то же время увеличение уставного капитала вряд ли поможет сократить объем невыплаченных долгов, сами юристы признают это. Тех сумм, которые предлагаются, хватит в лучшем случае на одного-двух кредиторов, остальные так и останутся «с носом». Вызывает сомнение и то, что разнообразных мошенников и недобросовестных предпринимателей остановят такие суммы, — они просто придумают новые схемы. В результате от нововведений пострадают в подавляющем большинстве бизнесмены, не имеющие никаких долгов, добросовестно выполняющие все свои обязательства.
Попытка государства таким образом защитить честных предпринимателей от нечестных, тоже кажется странной. Подобные действия понятны, когда речь идет о рядовых гражданах, которые не обязаны разбираться в финансовых, маркетинговых и прочих нюансах. Другое дело — предприниматели, которые должны понимать, что ведение своего бизнеса связано с риском материальных потерь. Минимизировать риск можно, научившись, к примеру, выбирать надежных партнеров, поставщиков. Сегодня получить необходимую информацию о фирмах не составляет большого труда. Почему за ошибки таких «ненаучившихся» должны расплачиваться все остальные? Для регулирования проблемы взыскания долгов можно использовать и другие механизмы, например, предусмотреть субсидиарную ответственность для участников ООО.
Что касается некоммерческих партнерств и особенно ТСЖ, то тут даже и сказать нечего, кроме одного: не вовремя. Только-только эти организации прижились в обществе…