Новая редакция Гражданского кодекса сделает бизнес в России более прозрачным и ответственным, но уже без участия малого бизнеса. Нормы, направленные на стабилизацию предпринимательства в стране, не способствуют развитию небольших фирм. Впрочем, законопроект полностью соответствует сложившимся в России реалиям и фактически лишь узаконивает их.
Плюсы и минусы документа сегодня обсуждали в Екатеринбурге практикующие юристы.
Напомним, поправки в ГК РФ запланированы к принятию уже в этом году. Законопроект проходит широкое общественное обсуждение, в том числе с участием президента Дмитрия Медведева, призвавшего отнестись к основополагающему документу бережно, но в то же время не делать из него культа. Над корректировками документа работает Исследовательский центр частного права, а также профильные ведомства. Планируется, что реализация норм и правил нового ГК будет проводиться постепенно, в течение 2–3 лет.
Однако первые корректировки в экономическую жизнь страны обновленный кодекс внесет уже в начале 2012 года. Речь идет сразу о нескольких новациях: многократном обязательном увеличении уставного капитала компаний, реорганизации большинства некоммерческих предприятий, выведении бизнеса из офшорных зон, ужесточении правил переписки с госорганами и других.
По словам доктора юридических наук Аркадия Майфата, проект нового ГК РФ во многом отражает не только уже сложившуюся в последние 10 лет судебную практику, но и опыт Германии и Франции как стран, наиболее близких к России по предпринимательским традициям.
Если говорить о самом критичном изменении для большинства предпринимателей — изменении минимального размера уставного капитала, то предполагаемая сумма, по мнению специалистов, еще будет серьезно корректироваться. Пока предполагается, что минимальный уставный капитал ООО составит 500 тыс. рублей, АО — 5 млн. рублей. При этом норма распространится и на уже работающие организации.
Фактическое увеличение платы за выход на рынок лишает значительную часть потенциальных предпринимателей шанса на существование. В то же время юристы уверяют: так бизнес очистится от фирм-однодневок и приобретет более цивилизованный вид.
«Малый бизнес сохранит возможность регистрировать ИП. Там, безусловно, ответственность несут все учредители. Но, господа, вы создаете бизнес, чтобы работать или чтобы уходить от ответственности?» — задается риторическим вопросом управляющий партнер юридического агентства «ЮС-КОГЕНС» Светлана Корабель.
По единодушному признанию экспертов, вести бизнес в России в случае принятия обновленного ГК станет намного дороже, ни о какой демократизации в этой сфере говорить не придется, даже если в результате консультаций минимальный уставный капитал ООО уменьшится. Эксперты предполагают, что в конечной редакции он составит 100–150 тыс. рублей.
«В случае с АО делается ставка на крупные публичные компании, которые и так оперируют значительно большими, чем 5 млн. рублей, суммами. Тут скорее попытка приблизить закон к реальной жизни», — добавил Аркадий Майфат.
Кроме того, новый ГК РФ существенно сокращает количество допустимых организационно-правовых форм. На сегодняшний день эксперты насчитывают порядка 70 различных вариантов осуществления предпринимательской активности, среди которых в том числе некоммерческие предприятия, ТСЖ и прочие. В новой редакции их предполагается оставить всего пять. В этом случае некоммерческие партнерства, к примеру, превратятся в ассоциации, предполагающие субсидиарную ответственность, а ТСЖ, скорее всего, в потребительские кооперативы, привычные многим еще со времен СССР. Впрочем, эти нормы еще будут корректироваться.
Для крупных корпораций серьезные последствия несет статья, касающаяся компаний, зарегистрированных в офшорных зонах (Кипр, Каймановы острова, Багамские острова, Британские Виргинские острова и другие). Отныне, согласно проекту, подобные организации смогут вести деятельность на территории России только после того, как представят данные о своем бенефициаре в Минюст. Правда, пока неизвестно, будет ли признано ведением предпринимательской деятельности держание акций.
«Значительная часть офшорных компаний, известных в России, являются лишь номинальными держателями акций каких-то российских организаций. Пока не ясно, как будет оговариваться этот момент. Но, скорее всего, результатом станет перерегистрация офшорных фирм на другие, более публичные юридические лица. Ведь сейчас бизнес уводят в основном для того, чтобы скрыть имя его реального владельца от недоброжелателей», — пояснил Аркадий Майфат.
О том, насколько все отредактированные нормы будут соблюдаться, юристы пока судить затрудняются. В России традиционно закон трактуется гражданами с точки зрения возможностей ухода от ответственности, вместо соблюдения, напоминает Светлана Корабель.
Впрочем, законодатели уже сейчас страхуются и насколько возможно уменьшают возможности предпринимателей уходить от ответственности в силу «форс-мажорных обстоятельств».
Все юридически значимые сообщения будут считаться доставленными адресату, если направлены по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Фактически будет не важно, почему не было получено то или иное извещение, — ответственность наступит в полной мере.
Предприниматели уже заявляют, что будут отвечать за нерасторопность и ошибки Почты России. Юристы парируют: за качество взаимоотношений в России отвечает кто угодно, только не государство.