В городском сообществе широко обсуждают идею ограничить въезд автомобильного транспорта в центр Екатеринбурга: обособление линий движения общественного транспорта и введение платы за въезд на центральные улицы якобы должно спасти город от пробок. Эксперты предлагают альтернативу блокпостам: убрать под землю парковки и разгрузить тем самым центр как от автомобилей, так и от эвакуаторов.
Дискуссия развернулась в блогосфере. Энтузиасты высказываются за ущемление интересов автомобилистов и предоставление преимущества общественному транспорту — мол, так делают в европейских странах: за въезд в центр города автомобилист должен как минимум заплатить или, что совсем кардинально, оставить свою машину за периметром центральных улиц города. В итоге начинает формироваться широкая и доступная сеть общественного транспорта. Автомобилисты возмущены: они, в отличие от пешеходов, регулярно платят транспортный налог и считают, что у них больше моральных прав претендовать на развитие транспортной инфраструктуры.
Стремление общества и власти найти пути решения транспортной проблемы понятно: в центре невозможно припарковаться, не нарушив ПДД, что, в свою очередь, делает невозможным нормальное движение как общественного, так и личного транспорта. Однако комплексные меры до сих пор не разработаны, город решает вопрос точечно: полосы для движения общественного транспорта обособляются сплошной линией разметки, парковка запрещается, а нарушители пополняют городской бюджет или карманы представителей ГИБДД уплаченными штрафами, что отнюдь не способствует решению проблемы. Торговые центры, за исключением «Гринвича», пускают на свои парковки только за отдельную плату. В итоге ситуация накаляется, и запрет на свободное перемещение еще более негативно скажется на социальной атмосфере. Более того, это может окончательно парализовать городское движение.
«Мы знаем много примеров городов, где въезд в центр возможен только за деньги. Лондон — самый известный. Но в условиях Екатеринбурга это осуществить невозможно: у нас маленький и компактный центр, куда ведет множество нешироких улочек. Если мы на всех них поставим посты со шлагбаумами, движение в городе встанет», — считает председатель экспертного совета Института развития и модернизации общественных связей Александр Предеин.
Городские власти объясняют, что эта ситуация — наследие старого Свердловска и что эксперты уже работают над решением проблемы, предлагая различные варианты.
«Мы планируем расширить ряд улиц, но повсеместно это сделать не удастся: город слишком компактный. Кроме того, есть идея внедрить скоростной трамвай на монорельсе. Правда, еще неизвестно, что будет дешевле — или зарыть этот трамвай в землю, сделав метро, или запустить его сверху. Программа по снижению дорожных заторов предполагает очень серьезные затраты. Денег не дают нам ни федералы, ни областники», — рассказал глава Екатеринбурга Евгений Порунов.
Однако строительство метро, введение монорельсового трамвая и даже расширение проезжих частей не решает главную проблему — отсутствие парковок. Главной стоянкой города по-прежнему является площадь 1905 года. Это, во-первых, портит весь облик города (даже в загруженной автомобилями Москве пока еще не додумались обустроить паркинг на Красной площади), а во-вторых, провоцирует криминальные истории. Весной этого года неизвестные люди собирали плату за парковку автомобилей на площади 1905 года, а отказавшимся платить портили машины.
На фоне этого многие жители города справедливо говорят о том, что прежде всего нужно рационально подходить к городскому планированию и приспосабливать город под современные нужды, а не ограничивать права автомобилистов. Одним из решений проблемы может стать обустройство подземных паркингов.
«Взимание платы за проезд — это утопия, на практике в наших условиях это не осуществить. А вот строительство подземных пешеходных переходов, двухуровневых бессветофорных перекрестков, а также подземных паркингов, как муниципальных, так и частных, — это выход», — добавляет Александр Предеин.
В Екатеринбурге есть ряд ключевых площадок, где могли бы разместиться подземные стоянки: возле ККТ «Космос», рядом с цирком, под самой площадью 1905 года и напротив нее, под реконструируемым зданием Пассажа. Здесь застройщики планируют организовать двухуровневый подземный паркинг, где жители города могли бы беспрепятственно оставлять свои авто.
«Мы много раз замечали, что застройщики недобросовестно подходят к решению этой проблемы. Например, в «Антее» есть паркинг, но туда попасть невозможно. Хотя застройщикам, которые ведут реорганизацию Пассажа, я бы сделал комплимент: то, что они сделали с «Гринвичем», — пример гуманной и ответственной политики. Здесь создано много парковочных мест, и люди имеют право бесплатно ставить машины», — поделился мнением Александр Предеин.
Проект парковки в самом центре Екатеринбурга уже есть, но почему-то чиновники тянут с принятием решения о начале работ, продолжая рисовать в центре сплошные линии дорожной разметки.
Полина Мудрова