«Уральский рабочий» и Олег Шаргунов: «Иннопром-2011»: ожидали большего
Международные выставка и форум оставили противоречивые впечатления
Минувшим воскресеньем в Екатеринбурге прошел заключительный день «Иннопрома-2011», который был посвящен детям. Возможно, именно они оказались самыми благодарными участниками и зрителями мероприятия. Потому как событие, носящее столь громкое название, должно представлять действительно необычные и передовые проекты.
Сегодня слово «инновации» с легкой подачи первых лиц государства употребляют все кому не лень, причем по поводу и без повода. Однако, как говорит всезнающая Википедия, данное слово имеет четкое определение: «(англ. innovation) — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком».
Последний день выставки ознаменовался посещением губернатора Свердловской области Александра Мишарина, прибывшим, чтобы внимательно осмотреть все экспозиции. Обход глава региона начал с автобусов, которые работают на газовом топливе. Однако именно на «Иннопроме» прозвучали слова одного из руководителей транспортного предприятия из Каменск-Уральского о том, что внедрение такой техники наталкивается на противодействие со стороны водителей. Причина банальна: газ не слить и не перепродать, как бензин или дизель. И потому новшество не внедряется, а банально тормозится из-за молчаливого, но действенного протеста шоферов. Тем более что чем-то революционным назвать такие автобусы сложно — экологически чистый городской транспорт для просвещенной Европы уже давно стал повседневным и естественным явлением.
Железная дорога для России с ее необозримыми просторами — больше, чем просто средство передвижения, это, можно сказать, «наше все». Поэтому посетители выставки вправе были ожидать от естественного монополиста интересной экспозиции с образцами новых технологий. Благо, компания под руководством господина Якунина сегодня пиарится на организации высокоскоростного движения (которое по меркам Запада — вчерашний день). Однако вместо этого на стенде были разложены печатная продукция и три модельки локомотивов. Ничем большим «железка» решила не радовать. Стоит ли тогда удивляться, что стоявший на выставке вагон электропоезда, который в будущем намечено выпускать в Верхней Пышме, при ближайшем рассмотрении оказался фанерным муляжом — даже пульт в кабине машиниста был нарисован. Какое отношение к инновациям имеет данный макет?
Пристальное внимание Александр Мишарин обратил на спецтехнику: лично посидел за рычагами и убедился, что все работает. В кабине экскаватора губернатор посоветовал установить кондиционер, на что представители предприятия ответили, что возьмут пожелание на заметку. К сведению производителей: данное устройство на моделях европейских, американских и даже китайских машиностроителей — рядовое и банальное явление. И если на российских образцах «кондишены» отсутствуют, это говорит явно не в пользу их разработчиков. Поэтому, наверное, незачем тащить такую чудо-технику на выставку, у которой даже название предполагает наличие передового и современного. И уж совсем непонятно на подобном мероприятии выглядели стойки «Народного фронта» — которые, кстати, никого особо и не привлекли.
Будем справедливы — на «Иннопроме-2011» было на что посмотреть. Например, на поселок Светлореченский: это действительно для России в новинку — современный микрорайон Екатеринбурга, где каждый дом имеет оригинальное архитектурное решение, в котором применены эффективные строительные и энергосберегающие технологии. Или беспилотный летательный аппарат «Форпост», который предназначен для поиска и идентификации наземных объектов — его применение в регионе, регулярно страдающем от лесных пожаров, будет крайне актуально.
В целом же общая картина была интересной, но не более — каких-то революционных идей или шедевров инженерной мысли увидеть не пришлось. Что, в принципе, неудивительно: по прогнозам специалистов, выступивших на форуме, рынок инноваций может достичь серьезных объемов в России только через десять лет. Это показали исследования, в котором приняли участие бизнесмены, ученые и государственные чиновники — при этом в стране наблюдается дефицит спроса и предложения на инновационные продукты, который сочетается с низкими темпами развития рынка и сложными условиями ведениями бизнеса. Опрошенные назвали среди эффективных потребителей инноваций крупный зарубежный и российский бизнес, а вот родное государство — государственные компании, администрации субъектов РФ, министерства и ведомства — были отнесены к неэффективным. При этом, что интересно, именно чиновники являются оптимистами, верящими в то, что у России большое инновационное будущее. А вот, например, ученые оказались пессимистами: по их мнению, законодательство страны не способствует инновационному бизнесу, а наоборот, тормозит его. Предприниматели же указали на непривлекательную систему налогообложения, отсутствие стимулов и препятствия для работы.
Тем не менее, за четыре дня работы в выставке-форуме приняли участие 43 тысячи человек. В качестве завершающего аккорда состоялась шахматная игра между Александром Мишариным и роботом. В состязании победил губернатор — пока еще уральские «инновации» превзойти человеческий разум не могут.
P.S.
Казусы на выставке «Иннопром» стали уже традицией. Нынче посетителей сайта удивили наряду с реальными фото Екатеринбурга изображения американских и европейских городов, выдаваемых за виды столицы Среднего Урала. В прошлом же году на эмблеме мероприятия был использован перевернутый флаг России, являющийся, по совпадению, флагом Сербии.