«Уральский рабочий» и Андрей Морозов: Ставка на технопарки
Под них принимается специальный областной закон
Как стало известно, в спешном порядке будет принят и введен в действие до конца текущего года областной закон о технопарках. Сделано это для того, чтобы средства на их поддержку были прописаны уже в бюджете Свердловской области на 2012 год. И если приоритет в законодательном оформлении отдается технопаркам, то резонно поинтересоваться, как все это будет работать.
А время торопит
Один из авторов законодательной инициативы председатель комитета Облдумы по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Машков обосновывает ее тем, что на федеральном уровне подобного закона попросту не существует. И из-за этого развитие технопарков идет с большим скрипом.
Закон же предоставляет нормативную базу для оказания господдержки и реализации крупных проектов, которые малые предприятия могут реализовать только объединившись, говорит руководитель уральского филиала Института корпоративного развития Марина Вшивцева. И с нею солидарны те, кто непосредственно занимается технопарками, в частности, заместитель гендиректора Уральского университетского центра (куда входит технопарк «Университетский») Татьяна Байкачева.
По ее мнению, «подобные законы должны быть приняты во всех регионах, так как этот нормативный акт утверждает подходы к такому новому явлению, как технопарки». И хоть законопроект корректировался с учетом замечаний бизнес-сообщества, но, признает Т.Байкачева, «как и всякий законопроект, этот документ требует принятия дополнительных нормативно-правовых актов, например, регламентирующих ведение реестра технопарков». В нашем же случае правки и уточнений, видимо, будет меньше, так как был учтен опыт Татарстана и Калужской области, где аналогичные законы уже действуют.
Пока же с технопарками на Среднем Урале неразбериха. Неизвестно их даже точное количество: по одним данным их порядка 15-16. по другим – всего 6. Подобный разброс связан с отсутствием узаконенного определения данной организационной формы.
Как записано в проекте, технопарк — это форма территориальной интеграции коммерческих и некоммерческих организаций науки и образования, финансовых институтов, предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП), сотрудничающих между собой, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющих с целью инновационного предпринимательства и реализации венчурных проектов выстраивание современной технологической и организационной среды путем создания материально-технической, сервисной и иной базы для эффективного развития малых и средних инновационных предприятий, ИП, коммерциализации научных знаний с выходом на мировой рынок научно-технической продукции.
Имени пока не заслуживает
Пока же то, что есть в Свердловской области, правильней называть имущественными комплексами, созданными для осуществления деятельности преимущественно в металлургии и машиностроении на основе общей транспортной и инженерной инфраструктуры. Общее в них еще и то, что ими управляют специализированные компании. И, строго говоря, все они являются самопровозглашенными как технопарки. Что, впрочем, не касается технопарка «Университетский», который строится в рамках федеральной комплексной программы «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» и имеет якорного резидента в лице Уральского федерального университета. К тому же благодаря выигранному гранту на него будет потрачено около 1,2 млрд рублей из федерального бюджета.
Настораживает то, что чуть ли не все проблемы с инновациями хотят решить принятием одного закона. Но почему имеющиеся технопарки, девять десятых из которых, по определению многими нелюбимого главы «Роснано» Анатолия Чубайса, «ни о чем» и представляют собой просто вариант сдачи недвижимости в аренду под красивым названием, после узаконивания вдруг станут инновационными ускорителями в регионах? Ведь они продолжат работать в существующей экономической среде с неблагоприятным инвестиционным климатом.
— Я могу вам перечислить базовые элементы, которые должны быть в технопарке, — говорит А.Чубайс. — Первое, из технопарка должны выгонять через два года. Это— не сдача недвижимости в аренду, это— конвейер стартапов. Ты пришел туда с идеей. Ты получаешь среду, ты получаешь нефинансовую поддержку, что очень важно, начиная от консультаций по маркетингу, по защите интеллектуальной собственности, по выстраиванию рынка и заканчивая просто тем, что ты обедаешь в столовой, где сидит еще 20 таких же, как ты. У тебя есть среда для общения. Такая среда— фундаментально важная вещь для правильного технопарка. Но ровно поэтому у тебя два года. Сделал за два года— молодец. Нет— извини.
Но ничего подобного в нашем законопроекте не имеется. Хотя прописаны требования к технопаркам: фактическое расположение в регионе его инфраструктуры, регистрация в специальном реестре, наличие программы развития не менее чем на три года, сотрудничество с вузами и научными центрами. Оговаривается даже, что среди резидентов должно быть не менее четырех малых и средних предприятий, занимающих более 50 рабочих мест. А общий годовой объем произведенной и отгруженной продукции должен составлять не меньше 10 млн рублей. Что, по сути, является формальными показателями, которые могут быть красиво нарисованы.
У всех свои хотелки
Представители технопарков, которые подпадают под действие будущего областного закона, не скрывают, что они единственно ждут увеличения финансирования из бюджета. И готовящийся документ они рассматривают как легализацию данного механизма, но без обратной жесткой ответственности со своей стороны. А что происходит в этом случае, дает пример того же Сколкова, от которого так много ждут.
Как заявил острый на язык писатель Михаил Веллер, новая дорога, ведущая к инновационному центру Сколково, должна вести не туда, а прямиком в тюрьму. Потому как ее построили менее года назад за шесть миллиардов рублей, и она уже нуждается в ремонте. «А в тюрьме должны сидеть те, кто составлял эту калькуляцию, кто получал деньги за поставленные материалы, а самое главное — все те, кто эту самую калькуляцию подписывал и утверждал, — требует писатель. — А то, понимаете, Шувалов проехал по дороге и сказал, что она развалилась; кто подписывал траты из бюджета?! Смету кто подписывал? Вот он пусть и сидит в той тюрьме, которую после работы они все вместе должны строить вместо Сколкова; кстати, отлично подействует...»
Привычным лукавством становятся сетования инноваторов, что бизнес не очень хочет в них вкладываться. Хотя прекрасно знают, что заказчик ждет от них не толстенного отчета, которому место где-то на верхней полке, куда редко заглядывают, а законченного продукта, изменяющего бизнес. Да и по правде сказать, зачем бизнесу рисковать с инновациями, коли надежней и проще получить внерыночные преимущества, занеся конверты в нужные кабинеты?
По оценке такого авторитетного эксперта как Виктор Харченко, большинство технопарков создается для галочки. Ведь в настоящий момент выделяются достаточно серьезные деньги на стимулирование инноваций в стране. Потому практически все регионы уже построили или ведут строительство подобных технопарков. В результате их сейчас в стране около 100, но из них лишь около десяти, о которых можно говорить, что они функционируют эффективно.
Но даже для небольшого количества действительно работающих технопарков достаточно трудно будет найти кадры. Потому как у нас, к великому нашему огорчению, говорит исполнительный директор Национальной ассоциации бизнес-ангелов Алексей Костров, «большинство выпускников мечтают о госслужбе, о работе в какой-то крупной сырьевой корпорации».
И хочется верить, что наш областной закон принимается не для представления хорошей отчетности, а для создания эффективно работающей сети технопарков.