Обзор прессы
22.06.2011

«Областная газета» и Ирина Котлова: Крупные торговые сети губят малые города

«Чужие». Название этого знаменитого ужастика прозвучало в одном из эмоциональных выступлений на заседании координационного совета малого бизнеса при главе Каменска-Уральского. Чужими были названы федеральные, региональные и областные торговые сети, не учитывающие интересы территории, местных товаропроизводителей и предпринимателей.

Представители сетей пытались доказать, что они скорее герои, чем монстры, ибо несут в глубинку культуру, ассортимент, инвестиции и доступные цены. И те, и другие по-своему правы. Проблема в том, что они друг друга не слышат, а законодательством их взаимоотношения не регулируются.

В Каменске-Уральском присутствует девять «пришлых» сетей, специализирующихся на продовольственной группе товаров. В общей сложности — 77 магазинов. Занимаемые ими торговые площади в совокупности составляют более 21 тысячи квадратных метров. Собственный торговый бизнес города в этом сегменте представлен 70 магазинами, занимающими чуть более двух тысяч квадратов. Это к вопросу об экспансии. Сети реально наступают и фактически диктуют продовольственную политику.

А политика эта за редкими исключениями такова: все моё несу с собой. С точки зрения бизнеса — логично. Отлаженные взаимоотношения с поставщиками, стандартные рабочие схемы, удешевление товара за счет больших объемов и т.д., и т.п. А с точки зрения города, имеющего собственных товаропроизводителей? Хлебокомбинат, молокозавод, мясокомбинат. Им — куда со своей продукцией? Кстати говоря, славящейся высоким качеством. Ситуация парадоксальная: проще пробиться на прилавки Тюмени, чем попасть к потребителю в родном городе. Между тем, каменский покупатель любит свой хлеб, своё молоко и свою колбасу. Многие готовы брать любимые, проверенные продукты, даже если они дороже, чем то, что везут за тридевять земель. Вот только кто их об этом спрашивает?!

Понятно, у бизнеса свои законы. Прибыль прежде всего. Но как быть, если в результате бурного продвижения федеральных, региональных и областных сетей город сталкивается с серьёзными социальными проблемами? Допустим, тех, кто в поисках родной простокваши вынужден обежать полгорода, сосчитать невозможно. И разговор об ущербе в данном случае — всего лишь эмоции. Но есть и тревожные факты. По информации заместителя генерального директора ОАО «Молоко» Елены Коуровой, из-за политики ряда крупных торговых сетей предприятие было вынуждено снизить объем выпуска молочной продукции почти в два раза. Из-за падения объёмов пришлось сократить 150 работников. Руководство молокозавода с отчаянья рассматривает вопрос о приобретении киосков, в которых можно было бы торговать собственной продукцией в полном ассортименте (из сорока наименований сети берут в лучшем случае десять). Задумываются даже о торговле с колёс — с продуктовых фургонов. Хлебокомбинат. Из 500 человек персонала хоть сегодня можно сократить 150–200. Из 26 тонн хлебобулочных изделий, которые производит предприятие, 16 тонн приходится вывозить за пределы города.

— Я иду в магазин за хлебом и свою родную продукцию не могу найти! — с горечью говорит генеральный директор Владимир Богданов. У сетей есть свои аргументы: снижайте цену, улучшайте внешний вид, уделяйте больше внимания упаковке. Вот приведёте в соответствие — добро пожаловать, примем и вас с распростёртыми объятиями. Как бы не так!

Владимир Богданов привёл пример.

— Мы выпускаем баранки, в том числе фасованные. Пробуем с ними пробиться в торговые сети. Ни в какую. Неожиданно из другой области (!) поступает большой заказ. И что же? Вскоре видим наши баранки, но уже с маркировкой купившей их фирмы, в тех торговых сетях, куда мы не могли попасть. Естественно — по более высокой цене.

Это лишь штрих. В разговоре всплывали такие понятия, как «бонус за вход», «выкручивание рук»… Производители старались не вдаваться в детали. Публичность и коммерция — две вещи несовместных. Но если уж они решились заговорить о проблеме вслух, значит, допекло. Город не имеет практически никаких рычагов влияния, соответственно — и защиты. Сети не обязаны согласовывать с ним свое вхождение, открытие новых магазинов, не говоря уже о поставщиках и ассортименте. Не обязаны учитывать интересы местного малого бизнеса, которому также практически нет доступа в сети со своими товарами и услугами. В Екатеринбурге с 2010 года ситуация регулируется трёхсторонними соглашениями о социально-экономическом сотрудничестве, стороны которого — правительство Свердловской области, администрация областной столицы и руководство торговых сетей. Но это отдельная весовая категория. А как быть провинции, с которой не торопятся считаться?

Чтобы «чужие» стали своими и не превратились в монстров, по мнению каменских предпринимателей, необходимо внести поправки в Закон о торговле. Отрегулировать накопившиеся вопросы системно, с учетом интересов конкретных территорий, регионов и Российского государства в целом. Их поддерживает городская администрация во главе с мэром Михаилом Астаховым. На заседании координационного совета решено выступить с соответствующей законодательной инициативой.

Расхожая фраза «рынок сам всё отрегулирует» — не более чем уловка. Если бы прилавки были резиновыми, и на них можно было выложить абсолютно все товары, чтобы спрос реально определил предложение, — да, возможно. Но на практике кого пустить, а перед кем опустить шлагбаум, решает не рынок, а руководство сетей…

Юлия Лаврикова, доктор экономических наук, заместитель директора Института экономики УрО РАН:

— Ситуация достаточно характерна для взаимоотношений торговых сетей и местных товаропроизводителей во всех регионах Российской Федерации. В то же время она абсолютно неприемлема для развитых стран, где свой производитель поддерживается не только на уровне государственных дотаций, но и различных форм организации торговли. В России раньше всех с этой проблемой столкнулись крупнейшие города, куда торговые сети зашли первыми. При отсутствии законодательного закрепления преференций для местных производителей, единственным способом решения проблемы взаимодействия местных товаропроизводителей и торговых сетей становится налаживание диалога между ними. Организатором такого диалога должна выступать местная администрация. В этой сфере, действительно, важно движение друг другу навстречу. Торговля не всегда обладает информацией о возможностях местного производства, а производители — о том, что предпочитают горожане по цене, качеству, ассортименту и упаковке. Обмен данной информацией, как показывает практика, приводит к положительным изменениям с позиций продвижения и реализации местной продукции.

Другим мощным инструментом во взаимодействии торговли и производителей является введение городского знака качества на продукцию местного производства. Так, со временем конкурс «Екатеринбургское качество» стал одним из престижных в городе и позволил включить торговые сети в процесс продвижения лучших товаров.

Виталий Карелин, начальник отдела развития торговли министерства торговли, питания и услуг Свердловской области:

— Акция «Выбирай наше — местное!» стала взаимоприемлемым решением по развитию внутреннего продовольственного рынка, увеличению объёмов производства качественных продовольственных товаров, повышению конкурентоспособности производителей Свердловской области. Основной частью данного направления работы явилась реализация акции в торговых предприятиях области независимо от форм собственности, где за счёт бюджетов торговых предприятий на ценники наносится логотип акции «Белый соболь» с девизом «Выбирай наше — местное». Он визуально информирует покупателей о продукции, которая произведена на территории области, данный маркетинговый ход позволяет местным товаропроизводителям сократить рекламные затраты и повысить продажи своей продукции на территории Свердловской области. Участниками акции сегодня являются более 1300 объектов торговли в 59 муниципальных образованиях области.

Виктор Контеев, заместитель главы Администрации Екатеринбурга:

— Екатеринбургские пищевики достаточно уверенно чувствуют себя практически во всех отраслях. Если обобщить, получится, что доля местных товаропроизводителей на екатеринбургском рынке составляет не менее 60%. Причем цифры эти, я уверен, могли бы быть ещё больше. Сегодня для многих крупных екатеринбургских производителей просто не хватает сырья.

Своя продукция свежее, дешевле, её не нужно издалека везти и хранить. Производители напрямую с магазинами имеют возможность договориться об объёмах поставки, типе и весе фасовки. Не скрою, нам пришлось приложить немало усилий, чтобы потеснить импорт, заполонивший полки магазинов в 90-х годах. Тогда администрация выступила своего рода связующим звеном, свела продавцов и производителей вместе, помогла им найти точки соприкосновения и общие интересы. Не все сразу шло гладко, но результаты того стоили. Главное — готовность к диалогу.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
21.01.2014 Власти Свердловской области остались недовольны участием ТЦ Metro в акции «Выбирай наше — местное»

УрБК, Екатеринбург, 21.01.2014. На заседании президиума правительства Свердловской области были подведены итоги акции ...

04.04.2013 В магазинах Свердловской области стало больше продуктов местного производства

УрБК, Екатеринбург, 04.04.2013. В Министерстве АПК и продовольствия Свердловской области оценили действие областной ...

08.07.2011 Торговые сети Свердловской области согласились реализовывать продукты для слабо защищенных групп населения по низким ценам

УрБК, Екатеринбург, 08.07.2011. Торговые сети выразили готовность к активному участию в выполнении поручения ...

08.06.2011 Администрация Каменска-Уральского: Налоговые отчисления крупных торговых сетей в разы меньше отчислений местных ретейлеров

УрБК, Екатеринбург, 08.06.2011. Налоговые отчисления федеральных и областных торговых сетей в четыре раза меньше ...

27.03.2009 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области: Многочисленные поборы со стороны предприятий торговли делают невозможным появление местной продукции на полках торговых сетей и отдельных магазинов

УрБК, Екатеринбург, 27.03.2009. «Динамичное развитие в Свердловской области торговых сетей, захват ими большой доли ...