«Деловой квартал», Михаил Старков и Лариса Веприцкая: «Парад» отказался от розницы
Компания «Парад», одна из старейших розничных сетей Екатеринбурга, закрывает магазины и уходит в корпоративный сегмент. Эксперты считают этот шаг закономерным — большая часть розничного рынка отходит федеральным операторам и сетям бытовой техники. Местным игрокам остается ниша сервисных услуг.
В последнем магазине «Парад» на ул. Карла Либкнехта, который закрывается в июле, началась распродажа товара. Отказ от розницы в компании объясняют падением доходности этого бизнеса. Магазины, приносившие примерно 20% оборота, почти не генерировали прибыли. По словам участников рынка, за последние 2-3 года местные небольшие сети не открывали новых розничных точек. Большинство компаний сосредоточились на корпоративном сегменте. Сергей Кашаев, генеральный директор «Парада», называет три негативных фактора, повлиявших на уход компании из ритейла: в кризис потребители сократили затраты на IT-продукты, компьютерные товары распределились по магазинам другого профиля, внутри специализированного направления началась жесткая ценовая конкуренция, связанная с приходом в Екатеринбург сети DNS. Г-н Кашаев: «На розницу повлияло то, что «железо» стало проще. Производители тратят уйму сил на разработку интерфейсов пользователя для простоты и удобства настроек, подключения, использования. Такой подход позволяет торговать компьютерами и околокомпьютерным товаром даже в супермаркетах. Добавьте к этому изменение структуры потребления — за последние 2-3 года заметно выросла доля ноутбуков, а ноутбук — это готовый продукт, не требующий консультаций при продажах. Его конкурентное преимущество — не инжиниринг, а цена».
Игроки уверяют, что компания DNS, открывшая в Екатеринбурге десять магазинов, за два года перекроила рынок компьютерной розницы, забрав пользователей, для которых цена была решающим фактором. По словам Романа Дурандина, федерального специалиста DNS по рекламе, ноутбуки, собранные в России из китайских комплектующих, продаются на 15-20% дешевле, чем известные бренды. Сейчас компания расширяет один из работающих магазинов и готова открыть еще два, если найдет подходящие помещения.
Подсчитать распределение долей рынка, сложившееся после кризиса, эксперты не берутся, указывая, что выделить компьютерную розницу в чистом виде сложно. С одной стороны, она включает и корпоративные сделки, с другой — рассредоточена по электробытовому, сотовому ритейлу и интернет-магазинам. Оценочно 50% рынка розничных IT-продаж Екатеринбурга сегодня делят федеральные сети бытовой электроники «М.Видео», «Эльдорадо», «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ», салоны связи «Евросеть», «Связной», а также Auchan и Media Markt. Остальное приходится на магазины DNS и местные фирмы «КЛОСС», «Трилайн», «Санрайз», «МК Компьютер», «Спэйс», «Парад» и интернет-магазины.
По мнению Виктора Шебалина, генерального директора компании «КЛОСС», работающей с магазинами как оптовый и логистический оператор, местные игроки компьютерной розницы, уступающие крупным сетям, могут развиваться за счет кооперации и дополнительных услуг. «Бизнес федеральных торговых сетей более эффективен за счет централизованного управления. Но централизация не позволяет им предлагать услуги, заточенные под клиента, — говорит он. — Поэтому в Европе крупные торговые сети съели не всю компьютерную розницу, а, наверное, только 50%. Вторую половину держат независимые магазины, офисы продаж сервисных и проектных компаний, которые на своей территории зарабатывают на сопутствующих сервисах, приобретая товар через крупные закупочные кооперативы».
Чтобы выстроить сервисную модель бизнеса, «КЛОСС», работающий как закупочный кооператив, намерен открывать в регионе собственные розничные точки. В то время как компания «Парад» предпочла их закрыть.