На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил управляющий партнер компании «Прожектор» Леонид Волков— Леонид Михайлович, компания «Прожектор» стала партнером «Яндекса». Расскажите о сути вашего сотрудничества. — Начиная с прошлого года, компания Яндекс, лидер российского рынка поиска и рекламы в интернете, развивает программу «Яндекс.Старт», направленную на отбор и развитие перспективных проектов, которые могли бы быть интегрированы в инфраструктуру сервисов Яндекса. Так, осенью 2010 года Яндекс приобрел стартап WebVizor — систему анализа интернет-трафика, в декабре компания объявила о покупке сервиса Loginza, а на днях сообщила о финансировании проекта «Дзенмани».
«Яндекс» ищет стартапы в области геоинформационных технологий (прокладка и расчет маршрутов, мониторинг движения общественного транспорта, 3D-карты, сервисы для туристов), совместной работы, поиска и анализа данных и в ряде других областей. Предусмотрена программа разнообразных мер поддержки для интересных проектов — от консультаций до, возможно, предоставления грантов. В любом случае, с каждым проектом будет вестись адресная, индивидуальная работа и возможны разные варианты сотрудничества.
— Какова в этом всем роль «Прожектора»? — Дело в том, что «Яндекс», с его репутацией ведущей интернет-компании России, весьма привлекает проекты очень разной степени готовности и осмысленности. Иногда попадаются подлинные самородки, но чаще — пустая порода. В связи с этим «Яндекс» заключил партнерские соглашения с рядом компаний в регионах России для сотрудничества в сфере предварительного отбора и оценки перспективных проектов.
«Прожектор» стал первым таким партнером в Уральском регионе, единственным на всем пространстве от Казани до Новосибирска. Суть сотрудничества очень проста: если у уральской команды есть стартап и команда заинтересована во взаимодействии с «Яндексом» (необязательно в получении инвестиций, но, может быть, в технологическом сотрудничестве и т.д.), то для начала взаимодействия необходимо обратиться в «Прожектор». Мы проведем анализ и оценку проекта, укажем сильные и слабые стороны, предложим вместе поработать и над идеей проекта, и над ее презентацией, чтобы сделать ее максимально привлекательной для «Яндекса». Или честно объясним, почему проект пока что недотягивает до должного уровня.
Если будет необходимо — проведем несколько таких установочных встреч и в итоге выдадим (или не выдадим) рекомендацию для участия в мероприятиях программы «Яндекс.Старт». Естественно, что все это для самого стартапа — бесплатно.
Итак, если вы стартапер и заинтересованы в работе с «Яндексом», то можете смело обращаться в «Прожектор».
— В какой стадии находятся собственные проекты «Прожектора», прежде всего ДомоСайт и ТаймЛайнер?— Эти проекты достигли той стадии зрелости, «уровня рабочего прототипа», когда их не стыдно показывать инвестору. Уже сейчас понятно, какие у них могут быть клиенты и как на них зарабатывать деньги.
ТаймЛайнер (напомню, это электронная онлайн-очередь для разного рода малых бизнесов, которые даже могут не иметь собственного сайта) сейчас находится в стадии опытной эксплуатации. Уже есть около 300 реальных клиентов, которые используют ТаймЛайнер. Пока что услуги предоставляются бесплатно, хотя все больше клиентов сами предлагают перевести взаимоотношения на платную основу. Еженедельно через ТаймЛайнер на получение тех или иных услуг записывается более 1000 пользователей.
В России предприятия сферы услуг, которые внедрили у себя технологию ТаймЛайнер, есть уже очень во многих регионах, и, что самое интересное, мы начали получать запросы на использование продукта и из-за рубежа, например из Казахстана и Эстонии. В этом плане очень показательна именно Эстония, так как она считается эталоном IT-продвинутости и идеальным полигоном для обкатки новых интернет-технологий: в этой стране у каждого гражданина есть электронная подпись, проводится даже электронное голосование. Люди там очень охотно пользуются новыми технологиями, и мы надеемся, что ТаймЛайнер придется в Эстонии ко двору. А недавно мы закончили делать англоязычную версию продукта.
Кроме того, начала формироваться партнерская сеть, появляются сервисные центры, которым интересно заниматься продвижением и поддержкой ТаймЛайнера в других регионах России. Первый партнер будет внедрять наш продукт в Карелии, Мурманской и Псковской областях.
— Проект продвигается безо всяких проблем? — Мы осознаем его недостатки и работаем над ними. Одно дело, когда мы пытались реализовать функциональность, доказать техническую возможность и реализуемость идеи. Другое дело, когда это стало коммерческим продуктом. Нужно прописывать клиентские договора с обязательствами, организовывать техническую поддержку, создавать качественную документацию.
— Какова дальнейшая судьба проекта? Как будете «отбивать» инвестиции? — На данный момент единственным инвестором ТаймЛайнера является «Прожектор». В проект вложено около 40–50 тысяч долларов, это были инвестиции в разработку. И этого хватило (благодаря замечательной работе очень квалифицированной команды), чтобы продукт состоялся технологически, заработал.
Сегодня инвестиции нужны на продвижение, маркетинг, сбытовую сеть. Пока что нами принято решение о создании «эталонного» отдела продаж в Екатеринбурге на собственные средства. В дальнейшем планируется тиражировать эту модель по франчайзингу или создавать собственные филиалы — и здесь уже понадобятся серьезные инвестиции.
А так, вообще, перспектив и сценариев использования технологии ТаймЛайнер очень много. Например, она может использоваться для систем коллективных закупок, скидочных и купонных сайтов типа Groupon для размещения купленных купонов. Грустно ведь, если пользователи купят 1000 купонов со скидкой 90% на мастер-класс по сальсе и придут на занятие все разом, одновременно. Электронная запись на конкретное время помогает решить эту проблему.
Другое перспективное направление — использование в поисковиках и каталогах для отображения в результатах поиска окошка для записи. Еще один вариант сотрудничества — хостинг-провайдеры, которые предоставляют своим клиентам стандартные комплекты из «строительных кирпичиков» для конструирования сайта. Когда-то в готовый набор входили «форум — гостевая — меню». Сейчас хостинг-провайдер пытается предложить более продвинутые виджеты. И ТаймЛайнер может стать одним из них. Нам понятно, что это тоже наша крупная целевая аудитория.
Что касается возврата инвестиций, то ТаймЛайнер будет предлагаться предприятиям сферы услуг по цене около 1000 рублей в месяц. По нашим подсчетам, для выхода на самоокупаемость будет достаточно подключить около 2000 клиентов, это совсем немного. Таким образом, у нас сейчас нет прямой заинтересованности в продаже крупной доли в ТаймЛайнере. Мы, скорее всего, взяли бы еще какие-то поддерживающие инвестиции, которые позволили бы нам ускорить развитие продукта, особенно в его коммерческой части. И у нас есть два конкретных инвестиционных предложения по ТаймЛайнеру, которые мы сейчас рассматриваем.
— Как складывается ситуация с ДомоСайтом?— Этот проект за прошедшие два месяца также показал свою технологическую состоятельность. В нем зарегистрировалось уже более четырех тысяч клиентов. Главное, стали появляться дома, в которых «самозарождается» жизнь. Активные люди расклеивают по своим подъездам приглашения вступить в сеть, завести знакомства. И они реально вытаскивают туда своих соседей. Все вместе они начинают осознавать, что эта площадка более удобна для коммуникаций, чем, допустим, форум общения соседей на Е1.ru и иные неспециализированные аналоги. И они начинают общаться.
У нас уже есть дом, в котором зарегистрировано более 50 соседей. Есть несколько домов, в которых включились в общение больше 20 квартир. И мы видим, что в таких домах реально работают функции общения соседей, оказываются востребованы наши сервисы. Например, начался обмен профессиональными услугами — найти в своем доме юриста, врача, репетитора, массажиста, нянечку. Работает обмен-барахолка — в рамках своего дома, квартала, микрорайона можно обменяться какими-нибудь колясками, автокреслами.
Но для этого необходима критическая масса в 20–40 человек. К сожалению, пока же человек регистрируется, видит, что он первый, второй или третий в своем доме. Кроме него там больше никого нет. Соответственно, ему непонятно, что там делать. Клиент уходит.
Мы понимаем, что для того, чтобы технология начала работать, нам нужны будут деньги — для актуализации домов, на маркетинг, рекламные акции типа «приведи 20 соседей с собой — получи кофеварку». Необходим большой промо-бюджет, хотя технологически сложного в продукте ничего нет. Сейчас все зависит от успеха маркетинга.
Мы намерены привлечь серьезные инвестиции в продвижение, чтобы в сети появилось как можно больше домов с критической массой зарегистрированных на нашем сайте людей. У нас есть одно конкретное предложение. Инвестор предлагает купить 30% проекта за 500 тысяч долларов. Это значит, что оценка всего ДомоСайта превысит 1,6 миллиона. Пока мы обдумываем это предложение. Нам кажется, что у нас пока еще есть силы развивать продукт дальше самостоятельно, чтобы получить потом более высокую оценку.
Так что мы продолжаем разрабатывать, как мы их называем, «социальные магниты». Это разнообразные сервисы типа биржи услуг или барахолки, которые будут стимулировать людей оставаться на сайте дольше и возвращаться на ДомоСайт снова и снова.
— У вас появляются и новые проекты? — Да, сегодня мы работаем с несколькими такими идеями. Одна из самых продуктивных, на наш взгляд, — проект Evrent. Это b2b-брокер на рынке «непрофессиональной» аренды офисной техники и оборудования.
Объясню идею. Представьте, что ваша компания по какому-либо случаю приобрела дорогое презентационное оборудование. Скажем, двухметровую плазменную панель. Пользуетесь вы ею от силы три раза в год. Все остальное время дорогая техника простаивает. В то же время в городе есть несколько десятков фирм, которым такая техника очень нужна. Но не в собственность, а в аренду — на пару дней, а то и часов. И они готовы взять ее у вас. Но вот вы не готовы этим заниматься, становиться профессиональным игроком рынка аренды ради одной своей панели. Ведь необходимы соответствующие договора, страховка, перевозка, а вы просто не хотите со всем этим возиться.
И вот тут на выручку приходит брокер. Вы регистрируетесь в нашей системе как арендодатель. Мы привезем и увезем, застрахуем, обеспечим документальное сопровождение договора. Вы укажете интервал дат, в которые вам нужен ваш собственный экран или проектор. Он гарантированно у вас будет в это время, в лучшем виде. Более того, мы возьмем на себя сервис и ремонт, обеспечим всю логистику.
Доход арендодателя при этом может составить около 100% от стоимости техники в год, то есть уже через год вы полностью вернете себе затраты на приобретение дорогого и редкого оборудования.
Сейчас готовится развитый движок для автоматизации всех механизмов заказа и размещения техники на портале Evrent.ru. Составляется пакет документов, формируются отношения с сервисными центрами и страховыми компаниями. Надеемся, что где-то через месяц уже запустим этот сервис.
— Часто ли вам приходится общаться с инвестиционными компаниями и венчурными фондами? Проявляют ли они интерес к вложению средств в сферу IT? — В определенный момент мы поняли, что научились растить стартапы до вполне товарного вида, и сейчас акцент в работе переносится на общение с инвестиционными и венчурными фондами, как с российскими, так и зарубежными.
Какие наблюдения я вынес из общения с ними? Во-первых, в высокие технологии идет буквально вал инвестиций. Мировая финансовая система после кризиса переполнена деньгами, они ищут выхода, в том числе — и в инвестиционных фондах. Американские фонды инвестируют в IT миллиарды долларов. Понятно, что речь идет по большей части об инвестициях в проекты-гиганты класса Facebook, но что-то перепадает и стартапам.
В России венчурная история тоже развивается, хотя у нас считается крупным фонд, в котором 30 млн. долларов. И на полном серьезе у нас существуют фонды, в которых аккумулировано всего 3–5 миллионов, хотя в этом случае половина денег быстро тратится просто на содержание офиса и персонала.
И все равно большие объемы инвестиций просто не находят объектов для вложений. Мой опыт общения с фондами говорит о том, что среднее количество проектов, которые они финансируют, колеблется между 2 и 3. Количество годных для инвестиций идей куда меньше, чем количество денег на их развитие.
Проблем тут две. Первая — реальное исчерпание рынка. Все интересное было предложено еще 2 года назад, сейчас фонды выгребают некие интеллектуальные остатки. Финансистам хочется вкладываться в высокие технологии, а им предлагают клоны все того же Groupon или игры для социальных сетей.
Вторая проблема — подготовленность проектов. На рынке сейчас очень мало команд, способных довести сырую идею до продукта, в который можно инвестировать. Таких компаний, как «Прожектор», которые готовы в очень ранней стадии очень рискованно что-то инвестировать, практически нет.
В результате у нас есть такое ощущение, что мы получаем вполне внятные и годные предложения на крупные суммы за еще сыроватые проекты. А происходит это потому, что кроме нас инвестировать больше некуда. Собственно, поэтому я очень рад, что нашел эту нишу и занимаюсь сейчас очень интересным делом: помогаю доводить интересные идеи до инвестиционно-привлекательного уровня.
— Как идет развитие Уральского IT-кластера? — Кластер существует и функционирует, причем весьма продуктивно. Программа мероприятий кластера на первое полугодие 2011 года включала в себя 38 мероприятий — поездок, семинаров, лекций, встреч с инвесторами и в рабочих группах. График этот был выполнен и даже перевыполнен.
Кластер существует теперь и юридически, как некоммерческое партнерство. Но главное — кластер существует как сообщество людей, занимающихся общей деятельностью и тусующихся друг с другом. Пока нет IT-парка, нет стен, потолка, фундамента. И не знаю, появятся ли они. Но и без них синергетический эффект от кластера вполне заметен. Екатеринбург становится известен как место, где происходит развитие отечественных IT-технологий.
Вот конкретный пример: в конце мая — начале июня группа айтишников из Екатеринбурга ездила в Израиль. Мы встречались с представителями трех крупных инвестиционных фондов. Понятно, что по одному мы этим фондам не интересны, да и организовать такую поездку в одиночку было бы затруднительно. Но вместе мы — представители кластера. И с нами встречались, нами интересовались. Вот это и есть работа кластера в действии.