В России может быть разрешено финансирование негосударственных учебных заведений из средств федерального и региональных бюджетов. Соответствующий законопроект внесла группа депутатов Государственной Думы РФ во главе с председателем Комитета по образованию Григорием Балыхиным. При этом предлагается не изыскивать для этого дополнительные бюджетные средства, а изымать их у неэффективных государственных вузов. Опрошенные УрБК руководители вузов Екатеринбурга к единому мнению о том, нужна ли стране очередная реформа системы образования, пока не пришли.
Очевидно одно: инициатива столичных депутатов юридически корректна, а значит, может быть реализована. Тем более что на первый взгляд предложения не противоречат интересам главного заказчика вузов — государства.
«Его интерес в сфере образования состоит в том, чтобы получить качественных специалистов для работы, и не важно, кто будет их готовить — государственные или негосударственные высшие учебные заведения. Важно то, как они будут это делать. Надо относиться к законопроекту спокойно, думая об интересах дела», — полагает ректор Гуманитарного университета Лев Закс.
При этом эксперты признают: неравенство вузов в России — реальность и выходы из этой ситуации так или иначе искать придется.
«На мой взгляд, государственные и коммерческие вузы с государственной аккредитацией должны иметь равные права на получение бюджетных мест, остальные негосударственные вузы в условиях рынка должны закрыться», — считает первый проректор Уральского государственного горного университета Михаил Носырев.
Сейчас в России действуют 462 частных вуза и 653 государственных. В Свердловской области 16 госвузов и 89 коммерческих. При этом у государственных вузов масса экономически выгодных позиций, в частности, они освобождены от уплаты налога на прибыль, тогда как коммерсанты вынуждены платить за все.
«Между нами и государственными вузами существует дискриминация. Например, мы платим налог на прибыль, а они — нет. Родители наших студентов подвергаются двойному налогообложению — платят за обучение своих детей, и у них удерживается из зарплаты налог, который, кстати, идет на обучение детей в госвузах. Это справедливо? Мы не требуем от государства больших сумм, пусть это будут небольшие деньги, но почему бы их не получить?» — поясняет Лев Закс.
Впрочем, руководители государственных вузов призывают власти не горячиться и все-таки определиться, на кого они будут делать ставку.
«В России масса выпускников коммерческих вузов, формально получив дипломы государственного образца, на самом деле не получают образования. Многие организации при наборе сотрудников сразу отметают таких людей. Из части негосударственных вузов молодые люди выходят с низким уровнем знаний, с низкой социальной подготовкой. Я считаю большой ошибкой развитие в негосударственных вузах обучения на бюджетной основе», — констатировал ректор УрГЭУ-СИНХ Михаил Федоров, занявший среди всех опрошенных УрБК руководителей вузов, пожалуй, самую жесткую позицию.
При этом «государственники» вполне официально признают: их вузы по-прежнему нуждаются в поддержке государства и сокращение числа бюджетников напрямую повлияет на работу вузов, причем со знаком минус.
«Коммерческие вузы сосредоточены на популярных специальностях, чаще гуманитарного характера. Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что необходимо уделять больше внимания техническим специальностям, что и делает УрФУ. Необходимо развивать инженерный комплекс, повышать внимание к этой профессии. Но если нас лишат какой-то части бюджетных мест, мы будем опечалены, безусловно», — пояснил руководитель медиацентра Уральского федерального университета Константин Погорельский.
Впрочем, представители коммерческих образовательных учреждений особых иллюзий не питают: они давно привыкли зарабатывать сами и, по большому счету, не претендуют на бюджетное финансирование. Да и вопрос этот обсуждается слишком давно и безнадежно.
«За 18 лет своей работы мы писали несколько запросов на право претендовать на бюджетные места в Министерство образования РФ. Ответ пришел лишь однажды. Нам отказали, причем ответ был немотивированным. Не стоит забывать и об экономической стороне вопроса. Если господдержка не будет покрывать существующие расходы, то она попросту будет не нужна, невыгодна нам как самофинансируемой организации. Мы будем претендовать на право получения бюджетных мест только при условии полного возмещения затрат», — резюмировал первый проректор Института международных связей Олег Скворцов.
Оксана Морозова