«Областная газета» и Маргарита Литвиненко: Письмецо в конверте, погоди, не рви!
Получив так называемые «письма счастья» из ПФР, многие граждане России, к своему изумлению, обнаружили, что их накопления на будущую пенсию без их ведома «перетекли» из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Подобная миграция средств возникает уже не первый год. Скандалы, связанные с незаконным переводом денег из одного фонда в другой, выявляются ежегодно, как только Пенсионный фонд РФ начинает рассылку «писем счастья». По данным Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ), за последние три года в целом по Российской Федерации зафиксировано около шести тысяч подобных фактов. В этом году на «горячую линию» Пенсионного фонда РФ поступило три тысячи жалоб от граждан, чьи пенсионные накопления помимо их желания были переведены в один из НПФ.
На первый взгляд, картина может показаться предельно ясной — негосударственные пенсионные фонды переманивают клиентов не совсем законным способом. Но не всё так просто.
Оказывается, что далеко не все граждане заключают договор о переводе денег, непосредственно приходя в НПФ. В большинстве своём негосударственные фонды работают не напрямую с будущими пенсионерами, а с агентами. Именно они ходят по предприятиям и организациям, агитируя работников передать свои накопления в тот или иной негосударственный фонд. Конечно, обещая при этом повышенный инвестиционный доход. А вот проверка правильности составления договора, действительно ли он подписан тем человеком, на чьё имя оформлен — это прямая прерогатива НПФ. Многие фонды эту обязанность исполняют добросовестно. Многие, но не все. Крупные НПФ уже около трёх лет назад, когда были выявлены первые случаи мошенничества, для таких проверок организовали саll-центры, в которые сейчас и звонят люди, пытаясь понять, кто распорядился их накоплениями.
По словам советника президента Национальной ассоциации пенсионных фондов Валерия Виноградова, проблема кроется в агентах НПФ. Очевидно, что далеко не все они соблюдают букву закона, стараясь получить агентское вознаграждение. Часть агентов вообще не встречается с работниками, а попросту подделывает заявления граждан и, получив деньги, исчезает из поля зрения.
Однако, учитывая данный факт, нельзя не сказать и о том, что некоторые фонды смотрят на это сквозь пальцы, не принимая никаких мер к элементарной проверке поданных заявлений. В результате за два последних года в нескольких регионах по инициативе НПФ по семи делам с признаками мошенничества правоохранительными органами возбуждены уголовные дела. Шестеро агентов получили условные сроки за подделку подписей, один — приговорён к реальному заключению.
Два года назад НАПФ направляло в Минздравсоцразвития РФ официальное письмо с предложениями о совершенствовании работы с пенсионными накоплениями. В частности, в нём предлагалось изменить порядок, согласно которому человек может в течение года менять своё решение о передаче накоплений несколько раз. Такой порядок провоцирует нарушения.
Известно, что некоторые агенты вступают в сговор с работником и заключают с ним несколько договоров с разными фондами, а агентское вознаграждение — делят.
Второе предложение касалось отзыва неправомерно переведённых средств. По действующим нормам это можно сделать только через год, а надо отзывать деньги немедленно и переводить в ПФР, чтобы фондам просто невыгодно было работать с сомнительными агентами. Но, увы, по этим предложениям в министерстве никаких решений пока не принято.
В настоящее время НАПФ готовит новые предложения. Будем надеяться, что их не постигнет та же участь, что и предыдущие.
Пенсионный фонд РФ в настоящее время ведёт разработку регламента заключения и расторжения трансфер-агентских соглашений с негосударственными пенсионными фондами.
По результатам рассмотрения жалоб и обращений граждан ПФР будет принимать решение о расторжении трансфер-агентских соглашений с недобросовестными НПФ. Также, начиная с 2011 года, внесены изменения в форму договора между застрахованным лицом и НПФ, к которому значительно ужесточены требования. В частности, человек теперь должен не просто подпись в нём поставить, а подробно прописать свои данные.
Что касается Среднего Урала, то в Отделении ПФР по Свердловской области пояснили: «По итогам компании 2010 года в Отделение ПФР по Свердловской области не зафиксировано всплеска обращений граждан по вопросу неправомерного перевода пенсионных накоплений. Пенсионный фонд РФ в марте 2011 года произвёл рассылку уведомлений гражданам, изменившим в течение 2010 года способ управления своими пенсионными накоплениями. Уведомления автоматически формируются Пенсионным фондом РФ на основе полученных данных от трансфер-агентских центров — организаций, с которыми ПФР заключил соглашения о взаимном удостоверении подписей. Трансфер-агентские центры имеют право принимать от граждан заявления о переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию. Принятые заявления в электронном виде направляются в Пенсионный фонд РФ.
На территории Свердловской области в 2010 году принято 159 449 заявлений застрахованных лиц о переводе пенсионных накоплений, из которых более 98 процентов поступили в ПФР через трансфер-агентские центры и только два процента граждан лично обратились в управления Пенсионного фонда с заявлением о переводе пенсионных накоплений. Каждый год поступают обращения граждан по вопросу перевода пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд или частную УК без их заявления.
Следует отметить, что случаи злоупотребления не имеют к Пенсионному фонду РФ прямого отношения, поскольку связаны с деятельностью трансфер-агентов, которые лично контактировали с гражданами по вопросам перевода пенсионных накоплений, поэтому они и несут ответственность за достоверность информации, предоставляемой в Пенсионный фонд РФ. Чаще всего выясняется, что граждане реально заключали договоры с НПФ, подавали заявления о переводе своих пенсионных накоплений в тот или иной НПФ, а потом просто забывали, что подписывали данные документы.
Особо надо подчеркнуть, что даже в случае перевода пенсионных накоплений в НПФ или частную УК без согласия гражданина они не пропадают и человеку не наносится финансовый ущерб. Эти средства по-прежнему находятся на индивидуальном лицевом счёте гражданина в системе обязательного пенсионного страхования и в любом территориальном управлении Пенсионного фонда РФ или трансфер-агентском центре можно подать заявление о возврате пенсионных накоплений обратно в ПФР».