«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Часовни шаговой доступности как бизнес
То, что людям нравятся простые решения, вещь известная.
Как и то, что современное общество не в состоянии решить многие из своих духовных проблем. Традиционные устои морали рушатся — современного человека не устраивают обоснования типа «испокон так повелось» или «это так, потому что это так». Мораль социалистическая обанкротилась ещё до падения соответствующего государственного строя. Мораль «свободного мира» то ли приживается на нашей почве явно не в раз, то ли не приживается вообще, да и толку-то, если она даёт сбои даже там, где возникла и укоренялась веками.
В столь непростой ситуации государственные мужи верят, как в панацею, в религию: уж она-то привьёт и любовь к труду, и законопослушность, и семейные ценности… Конечно, не всякая религия, а только «традиционная». У нас ведь огромные проблемы и с патриотизмом, национальной идентичностью. Что может стать такой идентичностью, как не веками существующая на территории страны, ассоциируемая с этой страной религия? Пусть россияне взирают на окрестные страны с неприязнью, прежде всего как на оплоты «неверных» религий, ересей.
Под флагом «содействия духовности» государство — по Конституции вроде бы отделённое от любой религии — предоставляет де-юре и особенно де-факто традиционным религиям, особенно РПЦ, невероятные преференции.
Де-юре — РПЦ это единственная институция в стране, которой вернули отнятое большевиками имущество и земли. В итоге она становится крупнейшим землевладельцем в стране. А ещё — бюджетные вливания из бюджетов разных уровней. Скажем, наш областной бюджет, где постоянно не находится достаточно средств на театры и музеи (которые тоже духовность), тратит миллионы и миллионы на Храм-на-Крови. Поймёшь тут возмущение, скажем, фармацевтов, которые от имени Уральского фармацевтического союза с возмущением заявляли не так давно, что на храмы, финансовую поддержку церкви тратится из бюджета денег вдвое больше, нежели на производство лекарств.
Кроме того — предоставленные ещё в 1990-х налоговые, акцизные и таможенные льготы на… импорт спирта. Такой вот богоугодный бизнес. Хотя, в общем-то, непонятно, зачем это «де-юре», если де-факто мы имеем полную свободу РПЦ от налоговых проверок, да и вообще государственного контроля за соблюдением законности.
Но церкви, кажется, всё мало. Только что Москва едва отбилась (ну, почти отбилась) от идеи РПЦ, одобренной прежним руководством столицы, построить 200 православных храмов «шаговой доступности». Вроде булочных в каждом квартале. Мол, существующие храмы не могут вместить всех желающих, да и людям удобно: вышел с утра на работу — помолился, вечером вернулся во двор — снова на молитву.
Эксперты, правда, сразу насторожились — откуда церковники возьмут соответствующие объёмы финансов, чтобы возвести эти 200 храмов?! Ведь и нынешнее, куда более скромное строительство, идёт со скрипом и проволочками. То ли эта якобы могучая структура, контролирующая души и умы россиян, не может уговорить этих россиян даже 10 рублей пожертвовать, то ли пожертвования есть, но их церковные иерархи предпочитают пускать на личный комфорт, на дорогие швейцарские часы и «лимузины».
Отсюда появилось логичное предположение: на полученных участках земли планируется не столько храмы ставить, сколько зарабатывать. Никто ж не мешает, к примеру, возле храма парковочку открыть. Платную. Или хлеб с колбаской продавать — святое же дело. Бизнес супервыгодный, поскольку, напомним, ни одна налоговая не сунется…
Как сейчас выясняется, екатеринбургская епархия решила московский обком РПЦ переплюнуть и потребовала земельные участки под 300 (!) храмов. Главным аргументом в поддержку своей идеи церковники выдвигают вроде возросшую долю верующих среди населения. Называют умопомрачительные цифры — чуть не три четверти россиян называют себя православными. Закавыка в том, сколько людей действительно соблюдает обряды и посещает церкви. Согласно последним опросам ВЦИОМ, посещают церковь всего 17% верующих россиян, а соблюдают пост и религиозные праздники — по 11%, молятся и принимают таинства — и вовсе по 7%. Конкретно в Екатеринбурге на пасхальных и на рождественских службах в церквах города-миллионника побывало всего 20 тысяч человек, это чуть больше процента от населения города.
Даст ли операция «300 храмов» прирост религиозности? Вряд ли. Демонстрируемое ныне иерархами церкви рвачество и привычка к вседозволенности лишь отвращают людей от религии.
Как весьма сомнительно, чтобы рост религиозности дал рост духовности. Бандиты из станицы Кущевской, как и многие известные уральские криминальные авторитеты, были людьми глубоко набожными, а толку?