В Екатеринбурге начал работу Форум издателей и полиграфистов России на тему: «Кто победит — Интернет или печать?». Гости из столицы и местные игроки «бумажного» рынка в ходе пресс-конференции попытались убедить журналистов интернет-изданий в том, что полиграфия никогда не умрет. Впрочем, в это, похоже, не очень верят сами участники форума, честно признавшие: морально они уже готовы целиком сосредоточиться на выпуске пакетов, конвертов и прочей упаковки.
То, что объем печатного рынка сужается, а интернет-аудитория растет, — факт общеизвестный, это подтверждается данными всех возможных социологических служб и официальных структур. Между тем в представлении консервативной части медиасообщества иллюзии на этот счет явно присутствуют. Согласно не раз прозвучавшей сегодня статистике, интернет-аудитория России сегодня якобы не превышает 5%. Однако большая часть экспертов приводит совсем другие цифры.
По данным «Российской газеты», за 2010 год пользователей Интернета в России стало больше на 11,2% и теперь Всемирной сетью пользуется 47% населения страны. По версии фонда «Общественное мнение», рост аудитории в минувшем году составил 18%; 84% российских пользователей имеют возможность выходить в Сеть из дома; доля пользователей, которые выходят в Интернет каждый день, выросла на 10%; а доля людей, которые выходят в Сеть эпизодически, напротив, продолжает снижаться.
Сторонники сохраняющейся доминанты печатных СМИ склонны к аргументации скорее эмоционального, а не рационального плана.
«Полиграфия никогда не умрет. Вопрос состоит только лишь в совершенствовании методики работы с полиграфией, печатью, методики подачи информации. Необходимо возрождать культуру чтения», — уверен главный федеральный инспектор по Свердловской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО Виктор Миненко.
«Телевидение не уничтожило в свое время кино. Точно так же и Интернет не уничтожит полиграфию», — полагает президент Московского союза полиграфистов, генеральный директор полиграфического комплекса «Пушкинская площадь» Олег Попцов.
По последним данным Свердловского филиала Почты России, подводившего итоги подписной кампании на II полугодие 2010 года, свердловчане подписались на 725,5 тыс. экземпляров периодических печатных изданий, что на 8% меньше подписного тиража на I полугодие.
Ситуация в рознице тоже неутешительна. Даже по официальным данным Ассоциации распространителей печатной продукции, в регионах РФ каждая четвертая газета остается невостребованной и возвращается в переработку.
«На рынке продолжается стагнация. Потери аутсайдеров не обернулись заметными приобретениями у лидеров. Примеры успешного роста тиражей — исключения из правил. Наблюдается дальнейшее сокращение подписных тиражей, особенно на многие ежедневные газеты и нишевые журналы», — заявляют в ассоциации.
Впрочем, специалисты полиграфической отрасли уже сегодня честно признают: основные доходы им приносит отнюдь не печать газет и журналов.
«Полиграфия — это не только чтение. Это качественный, красивый внешний вид печатного издания. Даже если ситуация будет очень плохая, то печать рекламных листовок, подарочных книг, упаковки будет всегда», — резюмировал президент Союза полиграфистов (г. Санкт-Петербург) Сергей Радванецкий.
Кстати, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, объем книжного рынка в России уже сократился в прошлом году более чем на 8% и главная причина этого — общее снижение интереса к чтению. Продажи книг в электронном формате при этом, напротив, удвоились.
Оксана Морозова