Статьи
27.12.2010

«Урал промышленный — Урал Полярный» разлагается на программы

Фотография предоставлена сайтом morguefile.comПроект «Урал промышленный — Урал Полярный» и в 2011 год входит с финансовыми проблемами. Инвестиционный фонд России больше не будет финансировать программы корпорации. Министерство финансов Алексея Кудрина при этом известно крайне настороженным отношением к мегатратам, которыми отличается «УП-УП», и давать требуемые суммы, размеры которых поражали воображение даже в «тучные» докризисные годы, оно пока не спешит.

«Урал промышленный — Урал Полярный» уже запросил из федерального бюджета 56 млрд. рублей на сооружение железнодорожного моста через Обь в районе Салехарда, сообщают «Ведомости» со ссылкой на заместителя гендиректора корпорации Бориса Кириллова. По его словам, «УП-УП» рассчитывает на выделение средств по федеральной целевой программе «Развитие железнодорожного транспорта до 2015 года». Согласно ей на строительство моста предполагается выделить из бюджета 50 млрд. рублей, еще 56,8 млрд. — за счет привлеченных средств. Однако после кризиса финансирование железнодорожного моста оказалось урезано.

Напомним, железнодорожный мост через Обь является частью подпроекта «Северный широтный ход», имеющего длину более 700 км, и соединяет станцию Обская-II и Салехард. Общий объем финансирования предполагался в сумме порядка 150 млрд. рублей. Строительные работы планировалось провести в период с 2011 по 2014 год.

Мост называют одним из ключевых объектов «УП-УП» в целом, своего рода несущим элементом всей логистической схемы проекта. Затормозится строительство моста — встанет и весь «УП-УП», к темпам реализации которого и так есть масса вопросов.

В корпорации уверяют, что проект полностью рентабельный, строящаяся железнодорожная магистраль позволит перевозить добытые углеводороды всем крупнейшим добытчикам на Севере темпами едва ли не по 20 млн. тонн в год.

Тем не менее известно, что из еще недавно, казалось бы, бездонного инвестфонда проект финансироваться больше не будет. При этом, по данным «Ведомостей», в Министерство регионального развития РФ заявка на финансирование строительства моста также не поступала, соответственно, в бюджете РФ на 2011 год необходимые средства якобы не предусмотрены.

Финансовые возможности самой корпорации между тем весьма скромны. Как заявлял недавно в Тюмени тот же Борис Кириллов, за девять месяцев 2010 года инвестиции составили всего 2 млрд. рублей.

По последним данным, принципиальное решение о строительстве моста на федеральном уровне все-таки принято, но вот только сроки начала поступления денег пока туманны. Предложения о возможных источниках финансирования будут разработаны лишь к 1 апреля 2011 года.

Напомним, ряд экспертов изначально высказывали сомнение в необходимости «УП-УП», называя его вторым БАМом. После этого не раз заявлялось о том, что богатства недр на ряде участков после дополнительных изысканий оказались явно преувеличены, а геологоразведочные работы проводились едва ли не одновременно с поиском инвесторов, которым предлагалось вкладываться в весьма рискованное предприятие.

«С учетом кризиса глобальность проекта, который исчисляется миллиардами долларов, чрезвычайно смущает. Поэтому я считаю, что идея разделить проект на небольшие отдельные подпроекты была бы правильным решением. Целиком «УП-УП» слишком рискован и неоднороден. Сложатся ли все проекты корпорации в один общий — уже не важно, главное, чтобы хоть что-то было реализовано. Тем более что там есть идеи, интересные и для частных инвесторов», — считает финансовый аналитик Константин Селянин.

По мнению заместителя гендиректора по правовым вопросам ИФК «Уником Партнер» Дмитрия Земерова, нефтяникам и газовикам можно было бы и помочь.

«Частные лица, похоже, не видят быстрой экономической отдачи от проекта. На сегодняшний день более активными участниками являются не частные компании, а именно госкомпании, например «Транснефть». Проект пока нацелен не на прибыль, а на развитие инфраструктуры. То есть основная цель — поднять Север и его экономическую привлекательность. Нужно заготовить базис, чтобы все функционировало и продвигалось. В этом случае речь идет и о поддержке промышленности», — считает аналитик.

Итак, судя по всему, и в 2011 году основные затраты и риски амбициозного проекта уральского полпредства президента вновь лягут на плечи федерального бюджета, траты же самой корпорации, бюджетов регионов УрФО и на словах заинтересованного в «УП-УПе» бизнеса останутся символическими. Впрочем, судя по перипетиям вокруг моста через Обь, вопросы к проекту появляются и в Москве.

Анна Шабалина
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
23.09.2011 «Ведомости»: Минфин отказался финансировать проект «Урал промышленный — Урал Полярный»

Ряду проектов партии «Единая Россия» отказано в финансировании на 2012 год. Среди них — корпорация «Урал промышленный — ...

12.05.2011 Частный бизнес не готов финансировать проект «Урал промышленный — Урал Полярный»

Под председательством заместителя председателя Государственной Думы РФ Валерия Язева состоялось расширенное совещание ...

28.12.2010 «Урал промышленный — Урал Полярный»: в поисках денег

Проект «Урал промышленный — Урал Полярный» и в 2011 год входит с финансовыми проблемами. Инвестиционный фонд России ...

27.12.2010 У ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал полярный» продолжаются проблемы с финансированием строительства железнодорожного моста через Обь

УрБК, Екатеринбург, 27.12.2010. ОАО «Корпорация «Урал промышленный — Урал полярный» запросило из федерального бюджета ...

27.12.2010 «Ведомости», Евгения Письменная, Максим Товкайло и Алена Чечель: Мост завис

56 млрд руб. просит из бюджета корпорация «Урал промышленный — Урал полярный» на строительство моста через Обь. Урал ...