Новости партнеров
21.07.2009

Качество сертификата качества

Можно ли доверять сертификатам качества в условиях финансового кризиса?

На протяжении последних лет в России сложилась развитая индустрия, связанная с внедрением и поддержанием стандартов менеджмента качества. С начала века все большее число организаций, озабоченных проблемой управления качеством, принимают решение о внедрении международных стандартов, прежде всего — ISO 9001 и его модификаций: ISO 9001: 2000 и ISO 9001: 2007.

Индустрия

В России прохождение сертификации является добровольным. Но в ряде сфер наличие соответствующих сертификатов стало восприниматься как норма, обязательное внедрение систем ISO 9001 стало одним из элементов, демонстрирующих уровень развития компании. Зачастую соответствие стандартам указывалось в качестве обязательного условия для участия в конкурсах и тендерах. Как правило, подобные требования объяснялись стремлением заказчика быть уверенным в том, что его контрагент организует свою работу по тем же принципам и с тем же высоким качеством, что и он сам.

Высокая востребованность сертификации породила целую обслуживающую индустрию. На рынок пришли компании, занимающиеся внедрением систем менеджмента качества на предприятиях, аудиторы, лицензирующие структуры, обучающие и информационные компании. Сложилась особая субкультура с собственными корпоративными стандартами, отраслевыми объединениями и даже СМИ.

Но этот процесс имел и свою негативную сторону. Высокое символическое значение принадлежности к компаниям, работающим в соответствии со стандартами менеджмента качества, привело к появлению спроса на «имиджевые» сертификаты. Ряд фирм проходили достаточно формальную проверку и аудит не столько для того, чтобы реально улучшить внутренние процессы в компании, сколько для получения бумаги, являющейся пропуском в некий «элитный клуб». В результате в стране даже сформировался своеобразный «серый рынок» систем ISO 9001.

Следствием этого стало падение значения системы и искажение основной идеи ISO 9001. Ведь в основе самой идеи менеджмента качества лежит принцип стандартизации всех бизнес-процессов и контроля за соблюдением необходимых процедур. В случае, если весь процесс внедрения стандартов изначально затевался исключительно ради получения сертификата, внутренней стороне дела, регулированию процессов и стандартизации процедур уделяется незначительное внимание. Не исключено, что прописанные процедуры перестают исполняться сразу же после ухода из компании аудитора. О соответствии бизнес-процессов идеологии системы менеджмента качества не приходится и говорить.

Серьезный вопрос об адекватности имеющихся сертификатов поставил экономический кризис. Первые же потрясения в экономике продемонстрировали, что далеко не все компании, имеющие в своем офисе соответствующий документ, реально ведут свои дела в соответствии со стандартами менеджмента качества.

Банк24

Примером может служить ситуация, возникшая вокруг екатеринбургского ОАО «Банк24.ру». Эта кредитная организация прошла процедуру проверки на соответствие стандартам менеджмента качества в 2003 году. Банк стал первым в России, получившим сертификат соответствия стандартам ISO 9001: 2000, и использовал этот факт в своей рекламе, позиционируя себя в качестве кредитного учреждения, способного обеспечить высочайшее качество обслуживания клиентов.

Сертификацию и аудит ОАО «Банк24.ру» проводило российское отделение международной компании Bureau Veritas Certification. По итогам последней проверки оно рекомендовало продлить действие сертификата до 2009 года.

Долгое время соответствие внутренних процессов в банке высоким стандартам международной системы не вызывало вопросов у наблюдателей. Но во время финансового кризиса октября — ноября 2008 года Банк24.ру и его руководство предприняли ряд действий, которые эксперты прямо называют несовместимыми с работой в соответствии с ISO 9001.

Так, осенью 2008 года ОАО «Банк24.ру» вошло в ситуацию кризиса ликвидности, которая вызвала существенные сбои в его работе. С октября банк отказался от выполнения целого ряда обязательств перед клиентами, возложенных на него Гражданским кодексом РФ и заключенными договорами. В частности, была ограничена, а потом и полностью прекращена возможность распоряжения счетами для физических и юридических лиц. В ноябре 2008 года банк полностью прекратил все внешние платежи, фактически оказавшись в ситуации технического дефолта. Многие клиенты банка испытали существенные трудности, связанные с отсутствием возможности распорядиться своими средствами.

В это же время руководители и собственники банка дезинформировали своих клиентов и распространяли среди них сведения, не соответствующие действительности (в частности, о получении помощи от государства или других кредитных учреждений). От имени топ-менеджеров и владельцев ОАО «Банк24.ру» распространялись заявления, которые могут быть расценены как оскорбительные по отношению к клиентам кредитного учреждения.

Более того, руководством банка неоднократно делались заявления о том, что оно намерено спасать свой бизнес любой ценой, в том числе и допуская возникновение дополнительных трудностей для клиентов.

Данные факты получили широкое освещение в средствах массовой информации и стали предметом общественного обсуждения.

Очевидно, что действия банка и его руководства вступают в прямое противоречие со стандартами менеджмента качества. Так, в разделе 5.2 ISO 9001 однозначно говорится, что «высшее руководство должно обеспечить, чтобы требования потребителя были определены и выполнены с целью повышения удовлетворенности потребителя». Очевидно, что во время осеннего кризиса руководство банка руководствовалось иными мотивами, а многие клиенты вместо удовлетворения своих требований столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. Фактически, возникла ситуация, при которой сертификат висит на стене, а под ним реальные бизнес-процессы идут по совершенно иным принципам и идеям.

Bureau Veritas Certification

Казалось бы, данные факты должны были вызвать немедленную реакцию со стороны компании, проводившей аудит качества в банке. Согласно стандартным процедурам, Bureau Veritas Certification должно было немедленно отозвать сертификат и провести внеплановую проверку банка. В случае выявления нарушений (которые были совершенно очевидны) аудитору полагалось зафиксировать их и обязать банк устранить все проблемы в течение определенного срока.

В российском представительстве Bureau Veritas Certification сообщили, что уже в апреле 2009 года в ОАО «Банк24.ру» была проведена плановая проверка на соответствие работы банка стандартам качества ISO 9001, которая не выявила никаких несоответствий. Кредитная организация, на протяжении полутора месяцев отказывавшая собственным клиентам в удовлетворении их законных требований, нарушавшая Гражданский кодекс РФ, оказавшаяся на грани банкротства и спасенная от него только вмешательством государства, как оказалось, полностью соответствует международным стандартам менеджмента качества.

Ни головной филиал Bureau Veritas Certification, ни московское или екатеринбургское представительства компании в течение месяца не смогли аргументированно объяснить свою позицию. Как аудитор смог «не заметить» финансовых трудностей банка, нарушения им Гражданского кодекса, полное пренебрежение требованиями клиентов — остается загадкой.

Впрочем, в данном случае стоит обратить внимание на тот факт, что внедрение систем ISO 9001, их проверка и аудит являются достаточно дорогостоящими процедурами, которые оплачиваются самой проверяемой компанией. Вполне возможно допустить, что в тяжелое кризисное время принцип соответствия стандартам качества был принесен в жертву клиентоориентированному подходу.

Ситуация

Тем не менее ОАО «Банк24.ру» продолжает оставаться учреждением, сертифицированным по стандартам ISO 9001, и использовать этот факт в своей рекламной кампании.

Впрочем, сейчас под вопросом оказался имидж не только этих двух учреждений. ОАО «Банк24.ру» в декабре 2008 года было санировано ОАО «Пробизнесбанк» и вошло в финансовую группу «Лайф». Все репутационные риски, возникающие в подобной ситуации, берет на себя группа в целом.

Более того, эксперты все чаще отмечают, что подобные случаи ставят под сомнение всю систему сертификации менеджмента качества в России. Если отдельные компании, такие как Банк24.ру, могут позволить себе в течение полутора месяцев игнорировать законные требования клиентов, публично называя их «сайгаками» и «баранами», не лишаясь при этом сертификата ISO 9001, то неизбежно возникает вопрос: какова его реальная ценность? Стоит ли сейчас за ним хоть что-то, кроме желания той или иной структуры повесить в своем офисе красивую бумагу?

Итог

Этот случай наглядно демонстрирует, что зачастую поведение отдельных компаний ведет к прямой дискредитации системы менеджмента качества ISO 9001. К серьезной девальвации сертификатов ведет и позиция аудиторских компаний и сертифицирующих центров, которые идут на поводу у своих клиентов, закрывая глаза на их очевидные нарушения.

Очевидно, что все эти тенденции неминуемо приведут к тому, что значение и ценность сертификата упадут, доверие к самой системе окажется подорванным.

В конечном итоге это может напрямую сказаться на всем бизнесе, сложившемся вокруг системы ISO 9001.
Вернуться в раздел » Новости Партнеров
Материалы по теме
01.02.2010 ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (ЗАО «Группа ЧТПЗ») подтвердило действие международного сертификата ISO 9001:2000

УрБК, Екатеринбург, 01.02.2010. ОАО «Первоуральский новотрубный завод» (ЗАО «Группа ЧТПЗ») прошло ресертификационный ...

10.08.2009 ОАО «Банк24.ру» получило рекомендации для выдачи нового сертификата соответствия существующей системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ISO 9001:2008

УрБК, Екатеринбург, 10.08.2009. С 4 по 7 августа 2009 года в ОАО «Банк24.ру» прошел ресертификационный аудит системы ...

21.07.2009 Качество сертификата качества

Можно ли доверять сертификатам качества в условиях финансового кризиса? На протяжении последних лет в России ...

13.07.2009 Качество сертификата качества

На протяжении последних лет в России сложилась развитая индустрия, связанная с внедрением и поддержанием стандартов ...

17.06.2009 Управляющий партнер консалтинговой группы «ФИНЭКС» Антон Воробьев: Сознательная дезинформация клиентов организации, имеющей сертификат на соответствие стандартам менеджмента качества международной системы ISO 9001, исключена

УрБК, Екатеринбург, 17.06.2009. «При проведении сертификационных и надзорных аудитов аудитор обязан оценить способность ...