Статьи
13.05.2020

Михаил Мальцев: Настал момент реализовать потенциал Свердловской области в сфере внутреннего туризма

Михаил Мальцев: Настал момент реализовать потенциал Свердловской области в сфере внутреннего туризмаНа вопросы УрБК о перспективах летнего отдыха на Среднем Урале ответил руководитель уральского отделения Российского союза туриндустрии (РСТ), директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

— Михаил Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о текущей ситуации в сфере туризма в Свердловской области. Каковы, на ваш взгляд, у жителей региона шансы полноценно отдохнуть этим летом?

— В связи с проблемой с коронавирусом загранпоездки вряд ли возобновятся раньше июля, и это еще оптимистичный прогноз. Едва ли середина лета даст старт массовому туризму: будет введен ряд мер, которые поспособствуют удорожанию турпакета — это может быть связано с определенными ограничениями: они коснутся авиации, а также заполняемости отелей в целом ряде стран. Внутри Российской Федерации мы также не ожидаем активного туризма раньше июля.

Но сейчас уже теплая пора, и мы видим, как массово, несмотря на карантин, люди пытаются двигаться к местам отдыха. А когда ограничения будут смягчены или сняты, возникнет очень острая проблема организации отпусков, оздоровления, потому что закончится учебная пора у детей, наступит календарное лето. В этой связи крайне важно понять, как будет устроен отдых жителей Свердловской области. Нужно обратить внимание на наши собственные ресурсы и на ближайших соседей.

— Способен ли наш регион удовлетворить потребность жителей в отдыхе и оздоровлении?

— Свердловская область не обделена ни территорией, ни водными и лесными ресурсами. Но при этом мы не можем обеспечить жителей внутриобластным турпродуктом. Есть индивидуальные предложения для граждан за существенные денежные суммы. Массового турпродукта нет.

Дело в том, что на сегодняшний день в радиусе примерно 150 км от Екатеринбурга есть несколько отелей с малым номерным фондом, большинство из которых на рынке уже более 10 лет. Этого крайне мало, и дефицит отдыха, отсутствие конкуренции влияют в первую очередь на стоимость: она у нас высокая по любым меркам, даже по заграничным. Второй фактор — это отсутствие должного разнообразия программ и сервиса в целом ряде загородных отелей.

Нужно отметить, что за последние семь лет Свердловская область существенно отстала от наших соседей, Челябинской и Тюменской областей, в части строительства загородных средств размещения. Это произошло потому, что не было доверия инвесторов к власти — не реализовывались проекты государственно-частного партнерства, работа отраслевых областных министерств, которые курируют туристическое направление, оставалась неудовлетворительной. В данный момент из больших инфраструктурных и комплексных проектов, которые называют кластерами, не реализован ни один.

Все это может привести в ближайшее время не просто к катастрофе в туротрасли — грядет большая социальная проблема.

— Принимаются ли сейчас какие-либо меры для ее предотвращения?

— Мы знаем, что сегодня идет работа, особенно в Сысертском районе Свердловской области, по проектам легковозводимых корпусов, домиков на базе имеющихся мест отдыха. Но эти решения — косметические меры, которых не хватит, чтобы изменить ситуацию в целом.

Если сейчас у нас на каждой автодороге находится максимум по три гостиницы, имеющие в среднем по 30 номеров, то необходимо увеличение номерного фонда примерно в 10 раз, чтобы создать конкурентный рынок туристских услуг внутри региона и вывести нашу область на совершенно иной уровень развития внутреннего туризма. Подобные программы вполне реализуемы в имеющихся природных условиях: мы это видим по нашим соседям — Челябинской и Тюменской областям, где развивались разные виды туризма и создавались средства размещения.

— Как можно изменить ситуацию и преодолеть многолетнее отставание Свердловской области в сфере внутреннего туризма?

— Сейчас ситуация формирует уникальный шанс для туристической сферы: потребность во внутреннем турпродукте в ближайший сезон будет колоссальной. Это понимают и власти региона, и профсообщество. Но нужно пересмотреть подходы к развитию туризма: создание массового турпродукта невозможно без масштабных и современных инфраструктурных проектов. Если они будут активно реализовываться на территории Свердловской области, мы можем гарантировать, что крупные туроператоры включатся в игру, появятся пакетные туры по адекватным ценам, при определенных условиях зарубежные партнеры будут вкладывать свои средства в рестораны и гостиницы в национальной тематике в рамках так называемых амбассадорских деревень.

К сожалению, все предыдущие попытки создать столь масштабный проект со своим брендом и турпродуктом в нашем регионе потерпели неудачу. Они были связаны, в частности, с духовной тематикой, где ставка делалась на Верхотурье, а также с развитием минералогии, но там был целый ряд ограничений, в том числе сезонных. Частично успешной можно назвать концепцию «Самоцветное кольцо Урала», разработанную Уральской ассоциацией туризма: Нижний Тагил получил деньги по федеральной целевой программе, и вид города изменился. Но дальше этого дело не пошло, поскольку в части создания постоянных маршрутов бизнес был лишен финансовой и организационной поддержки региональных властей. Сейчас эта концепция не работает.

Единственный кластерный проект, имеющийся в нашей области в настоящее время, — это «Гора Белая», его преимущества в том, что он включает колоссальные территории, природные ресурсы; развивая его, можно обеспечить занятость множества людей. Но, прежде всего, он инициирован структурами власти и поддержан профсообществом. Конечно, там много спорных моментов, нюансов, которые нужно обсуждать, но сегодня альтернативы в регионе нет никакой и нет времени, чтобы ее создавать.

Этот проект может обеспечить жителям как минимум двух ключевых центров — Екатеринбурга и Нижнего Тагила — полноценный отдых за счет недорогих средств размещения, развития общепита, создания интересных туристских программ самой разной направленности: культурно-познавательное направление, промтуризм, промышленная археология и так далее. Помимо спортивной составляющей — сплавов, походов — это привычный людям загородный отдых — велопрогулки, пешие прогулки, скандинавская ходьба. Такой турпродукт массово предлагается людям на Западе, а у нас попросту отсутствует.

— Не постигнет ли и этот проект судьба его предшественников? Изначально каждый из них имел поддержку областных властей или претендовал на участие в федеральной целевой программе, но результат не соответствовал ожиданиям.

— Дело в том, что сегодня мы делаем ставку не на надежды, что Екатеринбург привлечет массовый турпоток как центр духовности или развития археологии, а на совершенно понятную и острую потребность в оздоровлении собственных жителей — нескольких миллионов свердловчан.

Для решения этой проблемы нужен объект, размещенный в доступности для жителей наиболее крупных городов региона и предоставляющий максимально полную линейку продуктов для приключенческого, оздоровительного, культурно-познавательного, исторического и других видов туризма. Еще одно важное условие — он должен быть круглогодичным. Зимой там могут быть горнолыжные трассы и тюбинг, летом — сплавы и походы, велодорожки, круглый год — пешие прогулки и фотосессии. На этом сломались проекты, связанные с минералогией: нельзя делать ставку на сезонный продукт. Загрузка должна быть сопоставимой зимой и летом.

Подобные проекты есть в каждом регионе, развивающем турсферу. Например, в Челябинской области это весь участок, относящийся к Златоусту и Миассу. Основные комплексы, которые являются сейчас точками притяжения не только южноуральских туристов, но и свердловчан, тюменцев и жителей Башкирии, создавались по следующему принципу: государство обеспечивало безвозмездно сети и трафик, все остальное инвестировали предприниматели — кто что мог. Единообразие концепции поддерживала управляющая компания. Но у нас эта концепция никогда не была реализована.

Сейчас же наступило такое время, когда отсутствие крупного инфраструктурного объекта на территории региона может обернуться острой социальной проблемой. Наступает жаркая погода, и, как только снимут карантинные меры, масса людей станет бесконтрольно загрязнять берега Шарташа и других окрестных водоемов.

— Что можно успеть сделать за столь короткое время? До лета осталось меньше месяца.

— Нужно дать импульс, немедленно консолидировать усилия властей Свердловской области и профсообщества и за оставшееся до календарного лета время максимально продвинуть реализацию единственного имеющегося в регионе кластерного проекта «Гора Белая». Есть технологии быстровозводимых домиков и корпусов, нужно туда привлекать бизнес, серьезные бренды, развивать систему общепита. Это все можно сделать не за годы, а за месяцы, даже за несколько недель при наличии базовых сетей. Понятно, что этим летом реализовать все не получится, работу надо будет продолжать и в дальнейшем, но основной шаг будет сделан.

Второе — нужно будет развивать идею «амбассадорских деревень», чтобы привлечь зарубежный капитал. Для нашей области то, что иностранные инвесторы будут вкладывать средства в сферу туризма, станет абсолютно беспрецедентным фактом. Также нужно искать способы привлечения федерального финансирования.

Все это позволит Свердловской области стать конкурентоспособной на фоне соседних регионов в части туризма и обеспечить возможность массового оздоровления жителей. Также это даст загрузку туристических компаний, поскольку крупный инфраструктурный проект подразумевает множество вариантов турпродукта, в том числе создание интерактива без серьезных вложений.

Я считаю, что настал момент изменить образ мышления — сместить акценты с реализации зарубежного турпродукта на внутренний и задействовать потенциал, который есть в регионе.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
14.01.2019 Михаил Мальцев о перспективах туристической отрасли в 2019 году

Ситуация на туристическом рынке Свердловской области в новом году остается непростой, заметного роста основных ...

14.08.2015 Уральский туризм без финансирования

Туристическая инфраструктура Свердловской области теряет инвесторов ...

28.10.2014 Рынок внутреннего российского туризма в 2014 году вырос на 25%

УрБК, Москва, 28.10.2014. В 2014 году рынок внутреннего российского туризма вырос на 25%, а туроператоры ...

01.07.2013 Порядка 60% территории Свердловской области будет задействовано в туризме

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев одобрил основные направления работы по развитию туризма с ...

01.07.2013 В Свердловской области появится 12 туристических кластеров

УрБК, Екатеринбург. 01.07.2013. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев одобрил основные направления работы по ...