Статьи

Мусорная матрешка

28 март 2019 (13:50)

Мусорная матрешкаПодводя итоги I квартала работы нового порядка обращения с ТКО, можно сделать вывод, что, с одной стороны, реформа более-менее запустилась и работает. С другой стороны, ее реализация приводит к неожиданным последствиям, которые могут поставить ее если не на грань полного свертывания, то точно способны кардинально ее изменить.

Федеральный уровень

Новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) повлиял на уровень инфляции в России. Об этом сообщила глава Банка России на своей пресс-конференции по итогам заседания совета директоров регулятора.

«Здесь действительно произошел большой рост этих тарифов. По нашей оценке, в феврале годовой темп их роста составил 51%. В корзине нашей ИПЦ (индекс потребительских цен — прим. ред.) эти тарифы составляют не такую уж маленькую долю — 0,15%. Поэтому, по нашей оценке, они сказались на ускорении инфляции где-то на 0,07 процентного пункта», — сказала Эльвира Набиуллина.

Также, по данным ЦБ РФ, «мусорные» тарифы влияют на инфляционные ожидания населения, о чем аналитики Банка России упомянули в очередном мартовском обзоре.

Принципы тарификации работ с ТКО в регионах заинтересовали ФАС, которая приступила к проверке экономической обоснованности тарифов на обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Карачаево-Черкесии, Свердловской, Кировской и Сахалинской областях. Ранее по итогам проверок ФАС в 2018 году выявила нарушения тарифного законодательства в сфере обращения с коммунальными отходами в 10 субъектах РФ: в Севастополе, в Астраханской, Белгородской, Вологодской, Курской, Кемеровской, Республике Карелия, Ростовской, Смоленской и Челябинской областях. Антимонопольная служба выдала предписания, которые должны были привести к снижению установленных расценок на вывоз мусора.

Кроме того, проблемы с тарификацией сбора и утилизации ТКО способны повлиять на усиление протестных настроений в регионах. Эксперты РАНХиГС даже подготовили рейтинг «мусорной» напряженности в субъектах РФ. Аналитики, формируя итоговый индекс региона на основе комплекса объективных данных, увязывают эффективность ее организации в субъектах Федерации с возможными управленческими и политическими рисками. Свердловская область заняла в рейтинге 2 место среди 33 исследованных регионов.

Свидетельством этой напряженности являются «мусорные» митинги, прошедшие, например, в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.

Региональный уровень

Говоря о жителях Нижнего Тагила, стоит упомянуть, что они в настоящее время собирают подписи за отставку своего мэра Владислава Пинаева. Одной из претензий к мэру является именно тариф за вывоз ТКО. И это несмотря на то, что именно Пинаев настоял на снижении для Северной зоны стоимости этой услуги. Это пример того, насколько легко политизирует людей «мусорный» вопрос.

В целом у жителей Свердловской области после трех месяцев жизни при новом порядке обращения с ТКО появились дополнительные вопросы к Региональной энергетической комиссии (РЭК), утверждавшей как тарифы, так и нормы накопления.

Во-первых, Свердловская область занимает 12 место из 81 региона в рейтинге самых высоких тарифов региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Средний тариф регоператора в области составляет 771,8 руб. за куб. м.

Во-вторых, если ранее говорилось о том, что высок сам тариф на вывоз, то теперь вопрос задается о нормативах накопления, которые заложила РЭК.

В такой форме вопрос поставил депутат Заксобрания Свердловской области Вячеслав Вегнер на своей странице в Facebook. Он изучил постановление РЭК № 78-пк от 30 августа 2017 года об утверждении нормативов накопления ТКО в границах Екатеринбурга и пришел к выводу, что они не соответствуют реальности.

«Много интересного, смешного и грустного в этом документе, советую ознакомиться. Так, судя по нему, палатка торговая, киоск и павильон мусорят в три раза больше, чем продовольственный или промтоварный магазин. Если вы зашли в ж/д вокзал или в аэропорт, то они заплатят регоператорам из расчета 63,7 кг мусора в год за пассажира, потом, конечно, это включат в стоимость билета. Если ваш ребенок ходит в школу, то бюджет заплатит регоператорам за 49,5 кг в год с ребенка. Если вы зашли в кинотеатр, то кинотеатр заплатит за 26,9 кг с одного зрителя, а потом отнесет на стоимость билета», — пишет депутат.

По его расчетам, с одного человека по всем статьям регоператорами будет получено не менее 3 тыс. 437 руб. или 15,4 млрд руб. со всех жителей. В связи с этим Вячеслав Вегнер планирует в ближайшее время отправить запрос в ФСБ.

Дополнительно эксперты видят в завышении норм накопления еще один источник прибыли для регоператора. Если действительно люди не выбрасывают столько мусора, сколько заложено в нормативе, а деньги платят за это количество, то разница оседает у регоператора, поскольку он рассчитывается с полигонами по факту — от веса привезенного мусора.

Уровень семьи

У конкретного жителя Екатеринбурга новый порядок оплаты вывоза ТКО, казавшийся на старте вполне прозрачным, тоже стал вызывать сомнения. Запуская реформу, минЖКХ области и руководители регоператоров на всех пресс-конференциях говорили, что жителям многоквартирных домов не нужно собирать большой пакет документов, чтобы подтвердить, что в квартире проживает меньше людей, чем прописано.

«Ранее в минЖКХ отмечали, что на перерасчет имеют право те граждане, которые не находились по месту прописки более пяти дней. Для этого потребителю нужно предоставить соответствующее заявление и документ, подтверждающий его отсутствие в заявляемый для перерасчета период. Это может быть копия командировочного удостоверения, проездные билеты, справки с места лечения, учебы или от садоводческого товарищества, счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания, справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения потребителя, либо документ о временной регистрации по другому месту жительства», — сообщили УрБК в пресс-службе «Спецавтобазы».

Но практика показывает, что управляющие компании (УК) требуют нотариально заверенные документы о том, что данный прописанный человек действительно не живет в этой квартире и в этом городе. Нотариальное заверение стоит дороже, чем 150 руб. с человека в месяц, и очевидно, что жителю проще их заплатить, чем ходить по нотариусам. В «Спецавтобазе», комментируя такие факты, рекомендовали обратиться в надзорные органы.

Также стоит иметь в виду, что управляющая компания не сообщает регоператору о какой-то разнице между прописанными и реально живущими людьми в квартире.

«При взаимодействии с управляющими компаниями или другими организациями, обслуживающими жилищный фонд, они направляют в адрес регоператора заявку на заключение договора с указанием количества проживающих в многоквартирном доме, и региональный оператор производит начисление в соответствии с полученными данными и действующим тарифом», — сообщили УрБК в «Спецавтобазе».

То есть существует ненулевая вероятность того, что УК собирает с жителей деньги по количеству прописанных, отказываясь под любым предлогом пересчитывать оплату в соответствии с реально проживающими. Затем рассчитывается с регоператором по реальному количеству, а финансовую разницу оставляет себе.

Таким образом, I квартал 2019 года, прошедший при новом способе обращения с ТКО, показал, что до идеального «порядка» пока очень далеко. Реализация реформы по методу «ввяжемся, а потом посмотрим» не привела к успеху. Тем не менее, вполне возможно, опираясь на полученный опыт, сделать соответствующие выводы и скорректировать направление действий. Остается надеяться, что у всех руководящих процессом структур будет такое желание. А пока всю систему обращения с ТКО несет на своих плечах конечный образователь мусора, который за него платит.

Другие материалы по теме: