В Екатеринбурге нарастает конфликт между администрацией города и его жителями, касающийся критериев удобства системы общественного транспорта. Каждая из сторон приводит свою аргументацию, однако встречает непонимание оппонентов. В результате действия городских властей по оптимизации маршрутов население встречает «в штыки». Между тем пока нововведения носят единичный характер, однако уже летом 2019 года планируется масштабная реформа транспортной сети, которая может привести к резкому росту противоречий.
Напомним,
реформа системы общественного транспорта была одной из самых обсуждаемых тем два года назад. Первоначально администрация Екатеринбурга планировала запустить ее с 1 июля 2017 года. Основой реформы являлась новая маршрутная схема движения общественного транспорта. Авторы проекта предлагали в разы сократить количество маршрутов и ввести пересадочную систему, что позволит сократить расходы муниципалитета и разгрузить центр города от дублирующих друг друга автобусов. Однако после многочисленных протестов населения проект был отправлен на доработку.
С начала 2019 года противостояние перешло в новую
фазу в связи с отменой коммерческого маршрута № 024, соединявшего Вторчермет, Центр и Сортировку. Решение это, выдержанное в рамках логики внедрения все той же пересадочной системы, вызвало жесткую критику населения и сбор подписей за возобновление работы автобусов. Однако даже после встречи с инициативными группами граждан власти города остались на своей позиции.
Как пояснил на брифинге председатель комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга Игорь Федотов, экспертный совет проанализировал законодательство, пассажиропоток по данному маршруту и принял решение, что без него «можно обойтись», заменив проездом с пересадками. На вопрос о том, планирует ли администрация прислушаться к мнению горожан, которые обойтись без него не сумели, и вернуть прямой маршрут, чиновник пояснил, что в своих действиях власти опираются на утвержденные законом стандарты.
«Мы опираемся на вполне конкретные параметры: пассажиропоток, требования стандартов, в том числе социального. Мы должны в соответствии с ними улучшать движение транспорта в Екатеринбурге», — сказал Игорь Федотов.
Согласно этим стандартам, власти планируют сделать более удобными пересадки: закупить низкопольный транспорт, оборудованный для инвалидов, сократить интервал движения на оставшихся маршрутах, ввести повременную оплату проезда. Между тем у жителей города есть свои критерии комфортного проезда, и люди настаивают на неадекватности замены.
«Если у меня ребенок, который весит больше 15 кг, засыпает на руках в автобусе, а мне нужно сделать две пересадки, дорога превращается в ад. И сколько я буду ждать другой транспорт, а также какое количество ступенек в нем будет — уже второй вопрос. Те же проблемы у пожилых людей, которым трудно лишний раз садиться и вставать, да еще нужно каждый раз найти свободное место. То есть сам факт пересадки в любом случае вызывает огромный дискомфорт», — рассказала жительница уральской столицы.
Городские власти в своих заявлениях демонстрируют готовность к сотрудничеству с населением. Однако устранять проблемы граждан они намерены в рамках той же логики системы удобных пересадок.
«Вчера приходили несколько инициативных групп, нам удалось построить конструктивный диалог, выявить, какие конкретно появились проблемы у каждого. Получилось более 20 вопросов. Все эти данные мы собрали и работаем с ними. Думаю, по результату анализа мы выработаем какие-то решения», — пояснил Игорь Федотов.
В частности, по его словам, при внедрении новой транспортной схемы, которое запланировано на лето 2019 года, озвученные гражданами проблемы будут решены, но не путем возвращения прямого маршрута, а «другим образом». То есть основной тезис о принципиальном неудобстве пересадочной системы принимать во внимание власти не планируют.
При этом глава транспортного комитета добавил, что разработка нового проекта реформы общественного транспорта сейчас ведется профильными структурами, и он будет активно обсуждаться всеми компетентными специалистами с привлечением СМИ. Однако взаимодействие с гражданами, скорее всего, как и прежде, будет ограничиваться «сбором предложений».
Таким образом, говорить о конструктивном диалоге между властями Екатеринбурга и жителями уральской столицы пока не приходится. Между тем устраивающее обе стороны направление развития транспортной системы необходимо выработать в самое ближайшее время, чтобы устранить факторы, мешающие реформированию данной сферы.
УрБК будет следить за развитием ситуации.