С началом 2019 года произойдет переход на новый формат деятельности по сбору и утилизации мусора. Учитывая, с какими сложностями мусорная реформа внедрялась в Свердловской области, три региональных оператора — «Спецавтобаза», «Рифей» и «Экосервис» — сочли необходимым доложить общественности о стопроцентной готовности к началу сезона. Но поскольку существенные проблемы, выявившиеся при подготовке областной «мусорной реформы», не решены, перспективы бесперебойной деятельности региональных операторов по обращению с ТКО до сих пор вызывают сомнения.
Напомним, что «мусорная реформа» в Свердловской области реализовывалась с большим трудом. Долгое время не была утверждена территориальная схема. Затем согласовывались тарифы, которые вызвали непонимание у муниципальной власти. В то же время, один из операторов — «Рифей» — пытался в суде оспорить правомерность работы другого оператора — «Спецавтобазы». Уже в декабре, после согласования тарифной сетки неожиданно был заменен руководитель ЕМУП «Спецавтобаза».
Неудивительно, что все операторы по работе с ТКО перед началом сезона 2019 года сочли необходимым продемонстрировать свою полную готовность и сплочённость.
«Нам сейчас не до выяснения каких-то отношений. Нам сейчас работать надо», — заявил на пресс-конференции в Екатеринбурге, отвечая на вопрос об иске «Рифея», директор ЕМУП «Спецавтобаза» Григорий Вихарев.
Все операторы отчитались о стопроцентной готовности к работе в новых условиях, но при этом сообщили телефоны «горячих» линий своих предприятий. Эти каналы связи предназначены, по их словам, в первую очередь для того, чтобы бороться в новогодние праздники с несанкционированными свалками.
Учитывая, что переход на новый формат сбора мусора, его утилизации и расчетов за эти действия является серьезным изменением для области, аналитики предполагают, что текущее идеальное состояние готовности операторов является красивой витриной, которая пока скрывает глубинные проблемы.
Нерешенным вопросом является тарификация за данные услуги. Все операторы подавали в Региональную энергетическую комиссию свои параметры тарифов, в которые закладывали, в той или иной степени, свои текущие и инвестиционные расходы. Например, платежи транспортным компаниям и операторам захоронения ТКО.
РЭК, рассчитав экономическое обоснование, понизила заявленные тарифы, в особенности в отношении компании «Рифей», которая запрашивала стоимость кубометра 1 173,9 руб., а получила 845,87 руб. Несмотря на это, оператор собирается работать в полную силу.
«РЭК срезала тарифы не только нам. Это было наше предложение, которое мы подали в комиссию. И она в составе тарифа утвердила те цифры, которые посчитала экономически обоснованными для конкретных территорий. Будем стараться в эти тарифы уложиться. Организовать свою деятельность так, чтобы услуга не ухудшилась, а улучшилась. И будем создавать ту инфраструктуру, которая обозначена территориальной схемой», — рассказал УрБК директор филиала ООО «Компания «Рифей» в Свердловской области Фёдор Потапов.
Кроме того, стоимость сбора мусора стала политическим вопросом с того момента, как глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев выступил против заявленного «Рифеем» тарифа. Несмотря на то, что РЭК утвердила пониженный тариф, мэр Нижнего Тагила считает его завышенным, а кроме того, требует юридической регистрации компании «Рифей» на территории города.
«Это позволит осуществлять более строгий контроль за работой регоператора, быстрее реагировать на жалобы потребителей услуги и, что немаловажно, компания будет платить налоги в местный бюджет и нести социальную ответственность перед жителями», — отметил Владислав Пинаев.
Данный вопрос тоже пока поставлен на паузу, поскольку «Рифей» ждет официального сигнала от мэрии города.
«Мы пока не получили официального обращения от Владислава Юрьевича (Пинаева — прим. ред.). Регистрация «Рифея» в Нижнем Тагиле как юридического лица вероятна», — отметил Фёдор Потапов.
Что касается восточной зоны с центром в Екатеринбурге, которую обслуживает ЕМУП «Специализированная автобаза», то ситуация здесь также далека от идеальной. Проблемой может стать, во-первых, непоследовательность в отношении плана по приватизации «Спецавтобазы». В октябре глава города Александр Высокинский заявлял, что крупные муниципальные предприятия должны остаться МУПами, а в декабре заместитель начальника ДУМИ Екатеринбурга Владимир Захаров говорил о том, что «Спецавтобаза» не несет социальной функции и будет включена в план приватизации. Такая нестабильность наносит вред бизнесу и не может быть основой для качественной работы.
Во-вторых, накануне начала 2019 года в «Спецавтобазе» неожиданно меняют руководителя, невзирая на то, что по формальным признакам Сергей Пономарев в полной мере справлялся со своими обязанностями. Он заявил и утвердил обещанный тариф и отстоял правомерность работы «Спецавтобазы» в суде по иску «Рифея».
Нервозности неожиданно добавила администрация Екатеринбурга: глава города Александр Высокинский поручил районным администрациям привлечь к контролю за вывозом мусора квартальных инспекторов, которые будут работать в связке с участковыми.
Таким образом, реализацию «мусорной реформы» в Свердловской области пока не стоит считать завершенной. Ожидание коллапса сменилось пониманием того, что если даже региональные операторы качественно отработают на старте года, это не гарантирует стабильной деятельности в дальнейшем.
Михаил Зенков