Статьи
22.08.2018

«Кэшбери» — финансовая пирамида?

«Кэшбери» — финансовая пирамида? В августе 2018 года в России усилилась реклама организации, которая называет себя ООО «Кэшбери». В описании бизнеса компании указано, что это инвестиционный сервис, но по большинству признаков, сформулированных Банком России, «Кэшбери» можно отнести к финансовым пирамидам. Широкомасштабная реклама с привлечением самых современных технологий интернет-маркетинга может объяснятся двумя причинами. Во-первых, необходимостью постоянно привлекать новых участников, а с ними и их средства. Во-вторых, попыткой воспользоваться моментом, когда население невротизировано пенсионной реформой, повышением налогов и угрозой новых санкций США.

Напомним, каким образом устроен бизнес подобных организаций. Самая простая схема — компания привлекает средства граждан под очень высокий (по сравнению с рынком) процент и утверждает, что зарабатывает на размещении этих денег в высокодоходные операции. В частности, в кредитование населения так же под очень высокий (нерыночный) процент.

Про информации, которую распространяет компания, вкладчику предлагается инвестировать в микрозаймы другим клиентам через платформу «Кэшбери» и получать при этом 0,8% от суммы в сутки (220% за 400 дней). Займы через эту платформу выдаются в зависимости от суммы, по ставке до 2,2% за каждый день.

Если рассматривать бизнес «Кэшбери» в рамках восьми признаков финансовых пирамид, сформулированных Банком России, то можно обнаружить соответствие по пяти из них.

В частности, у компании отсутствует лицензия ФКЦБ/ФСФР России или Банка России на осуществление деятельности по привлечению денежных средств. «Кэшбери» обещает высокую доходность, в несколько раз превышающую рыночный уровень, причем гарантирует ее, что запрещено на рынке ценных бумаг. Также компания ведет массированную рекламу в сети интернет с обещанием высокой доходности. При этом у нее отсутствует какая-либо официально подтвержденная информация о финансовом положении.

По мнению представителей Банка России, граждане должны осторожно подходить к выбору финансового партнера.

«Привлекать средства клиентов на постоянной основе могут только банки, МФО, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды. Для этого у организации должно быть специальное разрешение, выданное Банком России: компании должны быть внесены в соответствующие реестры, у банков должны быть лицензии. Проверить это можно в справочнике по кредитным организациям или в справочнике участников финансового рынка на сайте Банка России. Если же такого разрешения у финансовой организации нет, а она все равно привлекает клиентов и кредитует потребителей, то это — нелегальный участник финансового рынка», — пояснили УрБК в пресс-службе Уральского ГУ ЦБ РФ.

Современная финансовая пирамида отличается от тех, что были во времена МММ. В первую очередь высоким уровнем технологий интернет-маркетинга. «Кэшбери» очень активно использует социальные сети, мессенджеры, инструменты интернет-рекламы. Например, большинство поисковых запросов, которые должны были бы нести негативную информацию о предприятии, ведут на видео представителей компании, которые своими словами их опровергают. Например, по запросу «лохотрон кэшбери» выпадает подходящий ответ поисковика — ролик фронтмена компании Артура Варданяна, где он рассказывает о «нападках» на свою организацию.

Чат для клиентов «Кэшбери» в мессенджере Telegram насчитывает более 21 тыс. пользователей. В нем даже есть свои стикеры с образом А. Варданяна, что означает, что маркетологи «Кэшбери» прекрасно умеют соответствовать своей аудитории.

К сожалению, в отличие от финансовых пирамид 1990-х годов, молодые люди — важная целевая аудитория для «Кэшбери». Причем молодежь хорошо понимает мошеннический характер всего предприятия, но самоуверенно, в силу возраста, полагает, что сумеет до момента краха выйти с прибылью. Почитав чат в мессенджере, можно встретить вопрос: «а с 15 лет можно инвестировать?».

«Разговор с пострадавшими в последнее время на финансовых пирамидах показывает, что люди прекрасно все понимают и приходят в пирамиду совершенно осознанно. Каждый из пострадавших думал, что он-то успеет получить свой доход. Особенно это присуще молодежи», ― рассказывает директор Института финансов и права УрГЭУ Максим Марамыгин.

На молодых людей нацелено и такое специфическое для современных пирамид направление «Кэшбери», как создание криптовалюты. Как и по другим видам деятельности предприятия, по данному направлению никакой официальной информации о реальных итогах работы нет.

Дополнительный фактор, который должен серьезно настораживать потенциальных клиентов «Кэшбери», — это иностранная регистрация компании.

В контактной информации предприятия на сайте указаны два юридических лица. Российское — ООО «Кэшбери» с фактическим адресом в Объединенных Арабских Эмиратах. Основным видом его экономической деятельности является «деятельность в области права». Иностранное — PLC «CASHBERY LIMITED», которым, собственно, и руководит Артур Варданян. Его фактический адрес — также в ОАЭ, и подчиняется это юридическое лицо британским законам, так как зарегистрировано в Великобритании.

«В соответствии с пунктом 6.1. статьи 51 федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» иностранные организации, их представительства и филиалы не вправе осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций, в том числе деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также предлагать услуги иностранных организаций на финансовых рынках неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации или распространять информацию о таких организациях и (или) об их деятельности среди неограниченного круга лиц на территории Российской Федерации», — отмечают в Уральском ГУ ЦБ РФ.

Необходимо понимать, что если компания зарегистрирована в иностранной юрисдикции, то вопросы претензионного характера клиенту придется решать в рамках правового поля иностранного государства.

Усиленную рекламу «Кэшбери» в августе 2018 года эксперты связывают не только с понятным стремлением постоянно расширяться, но и попыткой использовать ожидание кризиса, которое повышает уровень стресса россиян.

Предполагаемый новый виток санкций США коснется в первую очередь финансовой системы России. Неудивительно, что сама информация о возможных санкциях уже привела к ослаблению национальной валюты и снижению капитализации крупнейших российских компаний.

По мнению аналитиков, именно этим стрессом и пытается воспользоваться «Кэшбери», устраивая лекционный «чёс» по России, привлекая новых участников на реферальные программы, заказывая видеоблогерам обзоры своего продукта.

Современные финансовые пирамиды становятся более технологичными, гибкими, изощренными в манипуляции сознанием граждан. Учитывая масштаб деятельности, финансовые потери, которые могут понести россияне в случае возможного краха «Кэшбери», исчисляются сотнями миллионов рублей. Чтобы предотвратить это, необходимо остановить распространение этого вида бизнеса. И, как и раньше, главный способ борьбы с такими организациями — широкое освещение их деятельности.

Михаил Зенков

Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
10.02.2015 ЦБ РФ констатировал увеличение активности финансовых пирамид

ЦБ РФ заявил об активизации деятельности «финансовых проектов», сформированных по принципу сетевого маркетинга. В ...

10.02.2015 ЦБ РФ констатировал увеличение активности финансовых пирамид

УрБК, Москве, 10.02.2015. ЦБ РФ заявил об активизации деятельности «финансовых проектов», сформированных по принципу ...

18.07.2014 ЦБ назвал пять признаков финансовых пирамид

УрБК, Москва, 18.07.2014. Заместитель председателя Банка России Сергей Швецов в прямом эфире радио BusinessFM озвучил ...

19.11.2009 Финансовые аналитики: Запрет на рекламу может серьезно осложнить жизнь организаторам финансовых пирамид

Обострившаяся ситуация в сфере мошенничества на рынке финансовых услуг заставляет регулирующие органы принимать всё ...

19.11.2009 «Коммерсантъ», Елена Пашутинская и Наиля Аскер-заде: «Пирамиды в рекламе не нуждаются»

Так решила ФСФР Федеральная служба по финансовым рынкам предлагает запретить рекламировать финансовые услуги ...