VIP-Интервью

Алексей Макаров: Большинство фитнес-клубов города работает на уровне нулевой рентабельности

2 декабрь 2016 (15:00)

Алексей Макаров: Большинство фитнес-клубов города работает на уровне нулевой рентабельностиРуководитель проекта «фитнес-клуб «Зарядка» Алексей Макаров рассказал корреспонденту ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о состоянии рынка фитнес-услуг Екатеринбурга, его развитии и отношении современного человека к фитнесу.

— Как непростая экономическая ситуация в стране отразилась на рынке фитнес-услуг в Екатеринбурге?

— Непростая экономическая ситуация, которая сейчас наблюдается в стране, в той или иной степени коснулась всех направлений бизнеса. В плюсе остались те, кто занимается предоставлением услуг самого нижнего и самого верхнего ценовых сегментов. Сейчас разрыв между доходами населения увеличивается, следовательно, средний класс постепенно исчезает. Для того чтобы выжить в кризис, многие фитнес-клубы вынуждены снижать цены, сокращать расходы, в том числе искать какой-то компромисс с арендодателями.

Очень важно понимать, что у фитнес-клуба есть большой перечень расходов, связанный с обслуживанием клиентов, и его нельзя сократить, так как снижение уровня сервиса немедленно сказывается на лояльности клиента. В наше время люди и без того терпят множественные ограничения и запреты. На персонале на рынке услуг экономить тоже нельзя, потому что как только начинаешь менять систему мотивации сотрудников, возникает масса проблем.

— Сколько сегодня клиент готов платить за занятия фитнесом?

— Это зависит от ценового сегмента, в котором работает фитнес-клуб. У нас в городе есть дорогие фитнес-клубы, такие, как, например, велнес-клуб «Тихвинъ», где, несмотря на ситуацию в экономике, большой поток клиентов. Такие компании как «Тихвин», Extreme — это заведения верхнего ценового сегмента, где стоимость карты за год тренировок начинается от 60 тыс. рублей и доходит до 120 тыс. рублей. Также в городе есть клубы нижнего ценового сегмента, где цена за годовую карту составляет от 3 тыс. до 10 тыс. рублей. Но покупая абонементы в такие фитнес-клубы, нужно отдавать себе отчет в качестве услуг этих заведений.

Несмотря на то, что среднему сегменту сейчас приходится сложно, на рынке фитнес-услуг Екатеринбурга эта категория представлена достаточно хорошо. К данной нише относятся компании, где годовой абонемент стоит от 15 до 30 тыс. рублей.

Надо отметить, что в последние два года рынок в Екатеринбурге рос достаточно быстро, в основном за счет развития двух компаний, сейчас появляется все больше фитнес-клубов, в результате чего можно наблюдать постепенное снижение цен во всех трех сегментах из-за относительно высокой конкуренции.

Мы также подстраиваемся под рынок. Постепенно меняем ценовую политику, уходя от навязывания клиентам абонементов на длительный период: полгода и более. Весной мы стали получать все больше запросов на абонементы сроком на месяц и три месяца. Все закономерно: у людей стало меньше денег, им сложнее распоряжаться крупными суммами. Человеку намного проще отдать 3 тыс. рублей за месяц, чем 25 тыс. за год.

— По-вашему мнению, какая основная проблема рынка фитнес-услуг, в частности, в Екатеринбурге?

— Самая большая проблема — это нехватка квалифицированных кадров. Нужно понимать, что тренер — это не только тот человек, который показывает упражнения, учит, как правильно держать штангу и приседать с ней, сообщает количество подходов и повторений в подходе. В моем понимании тренер для клиента — это в первую очередь наставник и учитель. Он должен обладать высокой степенью доверия клиента и высоким авторитетом, должен многое знать и уметь. Между тем создается впечатление, что некоторые из тех, кто сегодня работает тренерами у нас в городе, случайно пришли в эту профессию.

Они часто плохо представляют себе задачу тренера и посредственно относятся к своим обязанностям. Зачастую их больше волнует количество проведенных персональных тренировок, чем физическое и эмоциональное состояние их клиента. В итоге клиент не добивается никаких результатов, решает все бросить и уходит из клуба.

Стоит отметить, что погоня за количеством, а не за качеством персональных тренировок начинается в большинстве случаев по вине руководства фитнес-клубов, которое выставляет тренеру план по персональным тренировкам на уровне 120-170 штук в месяц. В результате сотрудник очень быстро «перегорает», теряет мотивацию в развитии и начинает весьма посредственно выполнять свои обязанности.

За рубежом присутствует очень четкая система сертификации тренеров, так как есть понимание, что тренер работает именно со здоровьем людей. В таких странах человек не сможет стать инструктором до тех пор, пока он не пройдет обучение и не получит сертификацию. Любые проблемы со здоровьем у клиента сразу же сказываются на карьере тренера: последнего могут не только засудить, но и в тюрьму посадить.

В России дела обстоят намного проще: государство пока не вникло в эти процессы и отдало все на откуп рынку, а рынок делает то, что он привык: пытается заработать, между делом давая потребителю то, что ему хочется — легкость и внешнюю красоту, часто в ущерб здоровью.

— А готовы ли сегодня клиенты оплачивать помимо клубной карты еще и персональные тренировки?

— Когда клиент знает, что он хочет получить от тренировок, он готов платить деньги, и цена не имеет большого значения. Но проблема в том, что сегодня многие инструкторы не имеют представления о своем продукте. Из-за этого встречаются случаи, когда люди ходят на «персоналки» по 1-2 года с целью «похудеть» и не добиваются никаких результатов. Как следствие, по истечении определенного времени у них появляется легкое ощущение обмана и мотивация исчезает.

Другая часть проблемы состоит в том, что сам клиент в большинстве случаев не понимает, чего он хочет от фитнес-клуба, не считает необходимым планировать тренировочный график. Многие думают, что они все умеют, не следят за техникой, ошибочно полагают, что им не нужна помощь инструктора. В результате могут появиться травмы, и человек в конечном итоге решает все бросить и вернуться к привычному образу жизни.

— Как за последнее время изменилось отношение людей к фитнесу?

— Для большинства из них сегодня фитнес находится на предпоследнем уровне пирамиды потребностей Абрахама Маслоу. Но основная проблема рынка фитнес-услуг, в частности, нашего города, состоит в том, что значительная часть компаний не стремится помочь своему клиенту укрепить здоровье: его развлекают, ему обещают спортивную фигуру и так далее. Их главная задача — сделать так, чтобы клиенту было легко и весело, и он платил.

Работая в этой сфере, необходимо понимать, что фитнес — это не веселье, это в первую очередь самосовершенствование, но оно не дается легко. Нынешняя система не воспитывает в людях культуру здорового образа жизни. Она просто удовлетворяет их потребности в эстетике в ущерб здоровью и берет за это деньги. Хороший пример — соревнования по бодибилдингу. Конечно, большинство спортсменов, которые выступают в этом направлении, имеют отличные внешние данные и красивую фигуру, но вместе с тем у большинства серьезные проблемы со здоровьем.

Другая опасность сегодня состоит в том, что значительная часть клиентов ходит в фитнес-клубы просто потому, что это модно. К тому же заплатить 15-20 тыс. рублей за членство там и размещать фотографии в социальных сетях существенно дешевле, чем, например, каждую пятницу ходить в бар или ресторан. У людей сейчас просто нет денег на традиционные развлечения, и они ищут более бюджетную альтернативу.

— В чем, по-вашему мнению, основное различие зарубежного и российского фитнеса?

— Основное различие состоит в том, что у нас запрос идет не на содержание услуги, а на ее форму — уровень сервиса. Сегодня для клиента куда более важно наличие полотенец, кулеров с водой в зале, американских тренажеров и так далее. Между тем фитнес-клубы США, ОАЭ, стран Европейского союза никаких особых удобств не предоставляют. Например, в штате Калифорния крупные фитнес-центры простаивают. Большинство людей занимается уличным спортом, бегает на пляжах или занимается кроссфитом в специально оборудованных гаражных помещениях.

За океаном занятия спортом становятся частью жизни и используются для улучшения здоровья в первую очередь, потому что медицина там дорогая, она не дает гарантированного результата. При такой мотивации для среднего американца не имеют значения удобства, которые необходимы российскому потребителю.

Сегодня типичный образ российского клиента — это человек, который пришел в фитнес-зал, заплатил 10-15 тыс. рублей и ждет, когда персонал сделает за него всю работу и «похудеет» его.

— Как в дальнейшем будет развиваться рынок фитнес-услуг в Екатеринбурге?

— На мой взгляд, правильный путь развития этой сферы бизнеса идет через создание четко прописанной системы технологий, более тесное взаимодействие с клиентом, обучение персонала и улучшение качества услуг.

При этом нужно отметить, что рыночные условия в плане ценовых предложений уже находятся на нулевом уровне рентабельности фитнес-клубов. Сам по себе этот бизнес сегодня не окупается. В плюсе всегда остается верхний сегмент.

На мой взгляд, не стоит ожидать дальнейшего снижения цен. Конечно, компания может бесконечно наращивать поток клиентов, но это ведет к ухудшению основных средств производства, в частности, износу тренажеров, помещений, появляются дополнительные расходы на ремонт и сервисное обслуживание.

Именно поэтому рынок должен развиваться по пути отлаживания уже существующих технологий.

Другие материалы по теме:


Loading...