Фонд капитального ремонта Свердловской области продолжает генерировать все новые проблемы для регионального правительства. Ведомство, подотчетное министру ЖКХ Николаю Смирнову, вновь может оказаться в центре очередного громкого скандала. Причина его — в провале программы капитальных ремонтов в 2015 году. Напомним, что по официальным данным, из запланированных 1,5 тыс. объектов были отремонтированы только 133, то есть меньше 9%. Остальные 91% домов либо не были закончены в срок, либо ремонтные работы на них даже не начинались.
Такие параметры реализации программы капитальных ремонтов получили негативную оценку, в том числе и со стороны федерального центра. Замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис, проинспектировав Свердловскую область, назвал ситуацию с реализацией программы в регионе «саботажем». По уровню капремонтов Свердловская область вошла в число худших регионов России, что негативно сказывалась, в том числе и на интегральном рейтинге региона, который служит для оценки деятельности областных властей и губернатора.
Ответственность за провал программы жильцы домов и прокуратура потребовали возложить на бывшего директора регионального оператора Александра Караваева. В конце января 2016 года он написал заявление об увольнении. Однако до настоящего времени так и не понес никакого наказания. В результате областной фонд капремонта оказался фактически обезглавлен. Соответственно, формально принимать решения некому.
Из-за отставки Караваева фактически завис и разработанный в недрах свердловского МинЖКХ проект по выведению Свердловской области из «черного списка» регионов, проваливших программу капремонтов. Первоначально этот план предполагал продление сроков капитальных ремонтов для большинства недоделанных домов на 2016 год. Это позволило бы вывести более тысячи объектов из «черной зоны», формально изменив их статус с «капремонт не проведен» на «капремонт продолжается».
В реализации этого проекта не меньше областного правительства оказались заинтересованными и подрядные организации, которые в прошлом году по тем или иным причинам не успели закончить ремонтные работы. Сейчас они автоматически оказываются в «черном списке» недобросовестных подрядчиков. За срыв работ им грозят существенные штрафы. Что еще хуже для подрядчиков, незаконченные работы областное правительство им не оплачивает, так как многие из них работали на заемные средства, полученные под госзаказы и госгарантии. Сегодня кредитные организации намерены взыскивать свои средства, что грозит подрядчикам банкротством, а областной казне — дополнительными убытками на покрытие госгарантий. Продление сроков госконтрактов автоматически решало бы эти проблемы.
В самих компаниях ссылаются на то, что соответствующая договоренность была достигнута. Однако к концу марта, по словам подрядчиков, областной фонд капремонта до настоящего времени контрактов не продлевал. Как полагают специалисты, в первую очередь это может быть связано с досрочной отставкой А. Караваева.
Несмотря на претензии к нему со стороны прокуратуры, руководство региона пообещало, что Александр Караваев доработает на своем посту до конца срока.
«Год работы руководителя заканчивается в марте. По своим изначально-сходным параметрам нынешний руководитель не проходит. Он об этом знает. Мы ищем уже другого кандидата, но я попросил его не бросать и довести то, что он начал», — заявил губернатор Свердловской области в конце 2015 года.
Ряд подрядчиков посчитал слова главы региона неким гарантом того, что контракты будут продлены. Правда, сам А. Караваев своего слова так и не сдержал, поставив и губернатора, и МинЖКХ в неудобное положение, а подрядчиков — просто на грань банкротства.
Сейчас проблема оказалась в подвешенном состоянии. Как сообщил журналистам региональный министр ЖКХ Николай Смирнов, план по спасению имиджа региона и подрядчиков, не закончивших работы в срок, возможно, все же будет реализован.
«Принято решение, что все контракты по работам, которые не могли быть завершены по технологическим причинам в прошлом году, если его заключили в сентябре, то какой здесь ремонт фасада и кровли, то работы переносятся до 1 июля 2016 года. Остальные виды работ продляются до 1 апреля 2016 года», — отметил министр.
Однако такое продление не является безусловным, и сроки будут продлены не всем подрядчикам. Кому повезет, а кому придется нести существенные финансовые потери, определит сложная процедура.
«Это делается при условии, если есть решение собрания жильцов, которые просят выполнить эти работы, или был форс-мажор. Например, появились дополнительные виды работ. Такие факты должны быть подтверждены дополнительной проектно-сметной документацией. В остальных случаях — разрыв контракта и штрафные санкции. Я вижу три организации, с которыми будут еще расторгнуты контракты», — отметил министр.
Как считают сами подрядчики, в конечном счете решение в каждом конкретном случае будет принимать либо фонд капремонта, либо министерство, что грозит превратить процедуру в потенциальный источник коррупции. Тем более что в каждом конкретном случае на кону стоят миллионы рублей.
Теперь у компаний два варианта — либо ждать избрания нового гендиректора фонда, либо попытаться договориться с временно исполняющим обязанности главы фонда Андреем Андрияновым. В первом случае подрядчики рискуют получить серьезные штрафы. Шансы на удачные переговоры с А. Андрияновым эксперты оценивают как крайне низкие. Врио главы регионального оператора вряд ли рискнет сейчас совершать такие шаги. Ведь при продлении контрактов, возможно, потребуется изменить их условия. По словам члена Общественного совета при министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области Максима Чванова, это уже может быть расценено как превышение полномочий.
Как будет дальше развиваться ситуация, эксперты прогнозировать не берутся. Однако можно с уверенностью предположить, что новые контракты с Областным фондом капитального ремонта и другими региональными структурами серьезно потеряют привлекательность в глазах представителей бизнес-сообщества.